Юрюки
В наши времена в Турции проживают так называемые юрюки – это турки, совсем недавно бывшие кочевниками, и более других сохранившие древне-турецкие традиции. Некоторые слова, используемые юрюками, можно увидеть на орхонских письменах.
Что же касается статуса женщин, то в этом отношении традиции юрюков-шиитов могут удовлетворить даже западных суфражисток. У юрюков существует совершеннейшее равенство мужчин и женщин. Главное у юрюков – разделение труда. Лица у женщин открыты. Женщины могут дружить с мужчинами, даже не принадлежащими их роду. Юноши и девушки работают и проводят досуг вместе. Нет у юрюков и полигамии. Адюльтер жестоко наказывается. Традиции юрюков дают нам представление о жизни первых османов.
Собственно эти обычаи культивируются родами, упоминаемыми в летописях вместе с османами-каракечили, кара-коюнлу, ак-кечили, ак-коюнлу, баят, юрегир.
Естественно, что большая часть представителей этих родов перешла к осёдлому образу жизни. Среди сохраняемых ими традиций и такие, которые представляют женщинам и мужчинам равные права. При этом основополагающим в отношениях между полами является соблюдение высших норм нравственности.
И османы на первых порах исповедовали чистоту и простоту отношений и образа жизни. В 14 веке арабский путешественник Ибн Батута, будучи в Бурсе, пожелал увидеть султана. Однако, того не оказалось в городе, вследствие чего путешественника приняла султанша, оказавшая ему искомую помощь. Ибн Батута в своих путевых очерках постоянно отмечал, что турки, будучи мусульманами, тем не менее позволяют женщинам показываться на людях с непокрытой головой. Для тех, кто знаком с исламом лишь понаслышке, скажем, что исламские законы признают за женщинами больше прав, чем это имело место, например в римских законах. Ислам сразу же повёл борьбу с безжалостными обычаями арабов, которые в доисламский период могли заживо закапывать девочек.
Но и в исламе, как впрочем, и в других религиях – христианстве, иудаизме, женщине отводилось, в целом, подчинённое по отношению к мужчине место.
Что же касается османов, то на них негативно повлияли определённые византийские традиции. К примеру, организация гаремов и институт евнухов были переняты именно у византийцев, а вовсе не являются следствиями исповедования ислама, или применение мусульманских законов.
Со временем султаны и придворные стали брать себе в жёны (то есть в наложницы) лишь рабынь, захваченных в различных странах Европы и Азии. Но жизнь одалисок наложниц в гареме – это тема особого разговора.
17 век в османской истории известен и как период так называемого женского султаната. Гарем практически взял в свои руки закулисное управление страной. Этому способствовало и то, что в гарем отбирали не только красивейших девушек из завоеванных стран, но и ещё давали им в гареме же прекрасное образование.
Первой из наложниц стала оказывать влияние на государственную политику любимица султана Сулеймана Великолепного – Хюррем. Именно она разработала систему, благодаря которой обитательницы гарема могли эффкутивно влиять на государственные дела.
В целом вмешательство гарема в государственные дела негативно влияло на ход событий. При этом помимо любимых наложниц сильное влияние на султана оказывала и его мать. Естественно, что всё это приводило к постепенному кризису государственной власти. Наложницы возводили (естественно не безвозмездно) в ранг высших должностных лиц своих фаворитов, свергали могущественных государственных деятелей и даже султанов, опустошали казну, поощряли коррупцию, кумовство, круговую поруку. В гареме постоянно плелись всевозможные интриги.
Следует признать, что наложницы как-то пытались замолить грехи путём пожертвований на строительство мечетей, медресе, благотворительных заведений, бань, больниц, мостов, школ. До наших времён дошло много архитектурных памятников, сооруженных обитательницами гарема.
Особое внимание наложницы уделяли возведению мечетей, благотворительных заведений, больниц. Зачастую женщины сами занимались обустройством этих заведений, организовывали передовое, по тем временам лечение, в том числе и душевнобольных. Интересовались обитательницы гарема и участью заключенных.
Султанской женой больше всего занимавшейся благотворительностью, была Кёсем. Она была самой могущественной, после Хюррем, обитательницей гарема, фактически правившей страной на протяжении правления пяти султанов. Именно она была главной героиней многих трагических событий. Эта честолюбивая и талантливая женщина раз в год посещала тюрьмыи выпускала на свободу тех, кто сидел за невыплату долга, оплачивая их долги.
Ежегодно она оплачивала обучение 12-ти девочек и мальчиков и устраивала 12 свадеб для нуждавшихся.
Женщины гарема внесли значительный вклад в развитие системы образования в стране. Кстати, именно обитательницы гарема изобрели систему начальных школ при мечетях. Те же наложницы, которые не имели возможности возводить школы, брали на себя расходы на обучение детей из неимущих семей.
Что же касается простых турок, то в самый расцвет системы наложничества в Анатолии культивировались чисто турецкие традиции и не могло идти и речи о гаремах на османский манер.
На этом дорогие читатели, наша сегодняшняя статья подошла к концу. Всего вам самого доброго