Стенная живопись в Анатолии
В нашей сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о фресках, широко используемых в Анатолии. Стенная живопись появились во времена, когда ещё не было фотографий, и художники создавали образы городов или объектов, опираясь на свои наблюдения, рассказы других людей и, наконец, на свои собственные фантазии. В 18-ом веке народные художники в различных районах Анатолии чаще всего рисовали на стенах домов и мечетей изображения Стамбула и кораблей. А главной причиной того, что художники предпочитали изображать именно Стамбул, было то, что этот город и тогда, как и сегодня, обладал необыкновенной, завораживающей красотой, вызывающей восхищение. А море и, следовательно, корабли, всегда вызывали интерес у народа Анатолии, живущего вдали от морей. Тем не менее, воображение и энтузиазм художников не ограничивались этими двумя темами. Они были настолько решительны и полны энтузиазма, что изображали на стенах мечетей даже ветряные мельницы между деревьями, струящиеся потоки рек и руины древних городов.
Художники рисовали эти фрески либо по рассказам тех, кто бывал в Стамбуле, Мекке, Медине, видел море и корабли, либо они сами бывали в тех местах и изображали то, что у них оставалось в памяти. По причине использования этого импрессионистского стиля, на этих рисунках часто встречаются явные ошибки, особенно в изображениях Стамбула. Некоторые изображения довольно детские. Однако, несмотря на все это, сталкиваясь с этими фресками в таких местах Анатолии, где не ожидаешь их увидеть, испытываешь удивление и необыкновенное волнение. Например, рисунки на стенах мечети в селе Эмре уезда Кула округа Маниса, мечети Кылджи Мехмета Ага в селе Бадемли уезда Одемиш округа Измир, мечети Башчавушоглу в Ёзгате, особняка Чакырага , опять же в Измире, а также рисунки на стенах двух комнат в селе Сарычичек в Гюмюшхане удивляют всех, кто их видит. Эти красочные фрески на стенах небольших сельских мечетей, домов, и комнат, передающие радость жизни, действительно удивляют. Если вы -любитель изобразительного искусства, вы можете посвятить годы поиску этих фресок по всей Анатолии. Ибо не известно, в мечети какого села, в каком сельском доме или на окраине какого города вам вновь могут встретиться фрески. Необходимо учесть и то, что можно испытать разочарование, если, узнав о существовании где-то таких фресок, приехать туда и узнать о том, что это строение уже разрушено. Так, к примеру, те, кто приехал для того, чтобы заснять особняк Бахаттин Ага, на внутренних и внешних стенах которого имелись избранные образцы стенной живописи, испытали большое разочарование, увидев, что он разрушен. Есть, конечно и те любители искусства, которые успели увидеть и заснять фрески незадолго до разрушения стен, на которых они нарисованы.
Так, несмотря на то, что дом Хаджи Сами Тартана в Карамане и другой дом в Бирги, в значительной степени обветшали и разрушились, фрески на их стенах сохранили свою первоначальную яркость и живость красок, поэтому удалось сфотографировать их и дать возможность искусствоведам и тем, кто этим интересуется, полюбоваться ими. Что же касается образцов стенной живописи Анатолии, которые хорошо сохранены а даже отреставрированы… Одними из таких примеров являются фрески на стенах особняка Латиф Ага в Токате, превращенного после успешного восстановления в музей, фрески дома Назимоглу в Ёзгате и особняка Чакырага в Бирги. Кроме того, хорошо сохранились и фрески на стенах мечетей в различных частях Анатолии.
В то время как имеющиеся источники предоставляют нам конкретную информацию об истории искусства фрески в Анатолии, у нас практически нет возможности собрать достаточные сведения об именах и личностных характеристиках художников, их образе жизни и чувствах. В связи с этим, о их внутреннем мире мы можем лишь догадываться, исходя из их работ.
Становление стенной живописи одним из видов Османского искусства приходится на период европизации. Прозападный настрой в политике, экономике, повседневной жизни и во всех других областях начнется в Османской империи в 17 столетии. Естественно, эта тенденция отразится и на османском искусстве и архитектуре. Наиболее важные преобразования в искусстве произойдут в традиции миниатюр. В частности, не используемая в миниатюрах перспектива появится в миниатюрах этого периода. К концу 18-го столетия сильное влияние Запада в существенно повлияет на исчезновение традиции миниатюр.
Одновременно аналогичные изменения произойдут и в архитектуре. Сначала в Стамбуле, а вскоре после этого и в Анатолии, внимательно наблюдающей за каждым изменением в столице, для внутренней отделки стен станут использоваться фрески. Однако этот вид искусства в большей степени переймут народ и художники Анатолии. Поэтому в Стамбуле, за исключением стен дворца Топкапы, фрески практически не встречаются. Тогда как мечети некоторых сел и городов Анатолии напоминают картинную галерею. В частности, фрески на стенах мечетей отражают энтузиазм и терпимость жителей Анатолии.
Гравюрное искусство имеет очень древние корни. К сожалению, нам не известны имена большинства художников, являющихся авторами этих изображений в виде вышивки. Нам известны лишь два имени – Зилели Эмин, подписавший рисунки, найденные в окрестностях Амасьи и Мерзифона и Али Миралайгиль, подпись которого имеется на нескольких картинах в уезде Харпут округа Элазыг. Несмотря на отсутствие информации о жизни этих художников, чувство юмора, которым проникнуты их работы, больше чем достаточно отражает их взгляд на жизнь. Лучшими примерами их чувства юмора являются изображения кальяна и керосиновых ламп на стенах полок, предназначенных для кальяна и керосиновых ламп. То же самое можно сказать и об изображениях настенных часов, которые показывает то время, когда художник завершил работу.
Художники, рисовавшие эти картины не имели академической подготовки и обучались этому искусству, используя свои таланты, посредством отношений мастер-подмастерье. Иногда эти люди случайно начинали рисовать фрески. Таким образом, стенная живопись – это что-то между искусством и ремеслом.