Восточный регион Средиземного моря — Хатай
В Хатае, раскрывшем свои двери для многих цивилизаций, от Шумеров до Бабилей, от византийцев до османцев, на протяжении веков мирно сосуществуют «звуки колокола, призыв к молитве Эзан и запевало в еврейской синагоге Хазан»…
В Хатае (Антакье), где все ещё сохраняются традиции древних греческих и римских домов, дворы которых являются сокровенными местами, где течет своим ходом повседневная жизнь и куда открываются двери комнат, кухни и туалета…
Так, украшенные узорами из забитых в них желтых гвоздей с большими шапочками двери большинства домов узеньких улиц района Аффан открываются не на главную улицу, а в узкие переулочки или не слишком людные тупики. Чтобы добраться до двора, нужно пройти ещё и через внутреннюю дверь. Во дворах долины Амик, находящихся в тени апельсиновых, мандариновых, грейпфрутовых, лимонных, гранатовых, мушмуловых, пальмовых, оливковых, виноградных, тутовых и сливовых деревьев, являющихся продуктами её плодородной почвы, с украшающими их фонтанами и бассейнами, покрытием двора из прямоугольного колотого камня, всегда прохладно в летнюю жару. Поэтому старые дома Хатая предлагают альтернативное решение для тех, кто, скрываясь от летней жары, вместо того, чтобы включать кондиционер, предпочитает побывать на природе.
ВХатае повседневная жизнь, со всеми её красками, запахом и вкусом, протекает не только во дворах домов, но и во дворах церквей. Те, кто хочет изучить этот город, прежде всего посещают двор православной церкви Святого Петра и церкви Св. Павла на улице Хюрриет. Здесь они обязательно пробуют имеющиеся здесь в продаже варенья из цитрусовых или орехов, приготовленные в соседних домах.
Другой двор, открытый для визитов, принадлежит турецкой католической церкви Антакьи. После реставрации церковь открылась для религиозных служб. Широкий двор этой церкви, ворота которой открываются в тупик в конце улицы Кутлу, украшенный цитрусовыми деревьями и окруженный высокими стенами, напоминает зеленый оазис.
Еще одним сюрпризом в этом огромном дворе является то, что если смотреть с определенного угла, то колокольня храма оказывается бок о бок с минаретом находящейся рядом мечети. То, что стены церкви, мечети и синагоги опираются друг на друга, стало причиной того, что Хатай, где вместе сосуществуют три основные религии — ислам, христианство и иудаизм символизируются как «Колокол, Эзан и Хазан».
После посещения католической церкови, мечети Сермае и синагоги, обязательно зайдите в историческую кофейню Инджи на проспекте Куртулуш, особенно если это лето … Пройдите сквозь зал, где пенсионеры проводят свое свободное время, играя в нарды и попивая чай, и, пройдя через маленькую дверь в задней части зала, выйдите на задний двор или «тайный сад».
Выберите себе место среди зелени, рядом с бассейном с фонтанами и закажите для себя десерт «Биджи Биджи». Этот уникальный десерт, известный также под названием «хайталы», представляет собой заварной крем, который подается с розовым шербетом. Подают его с колотым льдом или ванильным мороженным.
Другое место, которое можно посетить на проспекте Куртулуш – это мечеть Хабиб Неджар — первая мечеть, построенная в Анатолии (в 636 году н.э.). И, естественно, именно отсюда в Анатолии стал распространяться Ислам. Мечеть носит имя Антакийского Хабиба Неджара – первого, кто поверил последователям Иисуса и отдал за это дело свою жизнь. Здесь же, в саду находится и его могила. Кроме неё, здесь находятся и гробницы Иоанна, Павла и Шемун Сафы — послов, назначенных Иисусом в период язычества для того, чтобы римляне Хатая поверили в единого бога. В связи с этим, эта мечеть имеет большое значение для представителей обеих религий.
Храм Святого Петра , расположенный у дороги Антакья-Рейханлы в районе горы Хабиб Неджар, когда-то был обыкновенной пещерой, а после был превращен в церковь. Храм, являющийся для христиан одним из главных центров паломничества, известен как первая церковь в мире.
Святой Петр – один из 12 апостолов Иисуса, взявшись за распространение христианства, первое заседание провел именно здесь и люди, собравшиеся в церкви, впервые стали называть себя христианами.
Помимо монастыря святого Симеона Стилита и синагоги, построенной в 1700 году, обязательно советуем вам посетить
гробницу Хызыр, мечеть и гробницу Шейх Ахмет Куйсери и гробницу святого Беязид–и Бестами.
Здесь посетители чувствуют себя как дома. Здесь вы можете , расстелив ковры во дворах или садах вокруг мечетей, пить прохладную воду из фонтанов и устраивать пикники. Здесь на пикниках в изобилии потребляются знаменитые Хатайские котлеты, салаты с сыром, фаршированные баклажаны и перец с гранатовым соусом, соленый жгучий перец, хлеб с тмином и шашлыки.
Известно, что город, открывший двери для многих цивилизаций, от Шумера до Вавилона, от персов до греков и римлян, от византийцев до сельджуков и турок, был основан в 4 веке до н.э. одним из генералов Александра Македонского Селевком I Никатором.
Хатай, уверенно оперевшийся на горы Хабиб Неджар, и с удовольствием распростершийся у побережье реки Аси (древний Оронт), ещё в период своего основания обрел многокультурную самобытность по причине обоснования здесь людей из различных частей мира. И сегодня здесь бок о бок живут и продолжают свои религиозные традиции турки, арабы, греки, армяне и евреи. Хатай сегодня является центром паломничества для верующих людей любой религии.
Так вот, этой обстановкой мира и терпимости Хатай делится со всем миром, организовывая масштабные международные мероприятия. Также в июне каждого года в храме Святого Петра, объявленного христианами центром паломничества, организуются церковные обряды.
Для того чтобы увидеть апельсины и мандарины, похожие на золотые шары в обрамлении темно-зеленых листьев, приезжайте в Хатай в сезон созревания цитрусовых.
А самым верным адресом для такого визита станет село Вакыфлы, расположенное на юге Хатая у подножия горы Моисея. Одной из особенностей этого села, известного своим органическим сельским хозяйством и заслужившего награду за экспорт, является то, что все его население составляют армяне. Посетив уезд Самандаг и село Вакыфлы, вы убедитесь в том, насколько благожелательны здешние жители: арабские алевиты, арабы-христиане, турки и армяне живут вместе в регионе площадью в несколько квадратных километров. Каждый в своем доме, но всё же все вместе на этих плодородных землях.
Хорошие и прочные шкурки норки и чернобурки найдёте на нашем ресурсе.
Добавил: edmin
Дата: Апр 17 2012. Рубрика: Анатолийская палитра.
Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0.
Вы можете сделать trackback вашей записи