Анатолийские женщины
В прошлых статьях мы, основываясь на документальных данных, рассказали вам о том, что женщины у тюркских народов пользовались теми же правами, что и мужчины. И подобное положение продержалось довольно долго и в исламский период.
Сегодня мы начнем рассказ об истории развития роли турецкой женщины на более огромной территории, а именно – в Анатолии и во Фракии.
Современные анатолийские турки – наследники многих цивилизаций, на протяжении тысячелетий проживавших на этих землях. Наиболее крупными из древнейших обитателей Анатолии были хурриты, хетты, урартцы. Понятно, что и до этих пришлых народов на этих землях проживали автохтоны. Однако до нас не дошло каких-либо источников, говорящих об этих народах и их самоназваниях.
Хурриты, первый письменно зафиксированный анатолийский народ, в общественно-социальном отношении делился на три класса – свободных, рабов и обладавших какими – то особыми правами неких «сахару». Клинописи оставили сведения и о положении женщин в хурритском обществе. Из клинописных текстов становится ясно, что женщины могли собственноручно составлять торговые контракты и долговые обязательства и ставить на них печать. Женщины могли становиться истицами в суде по всяким делам.
Анатолийские женщины выходили замуж за ассирийских купцов. Когда последние уезжали в Ассирию, их анатолийские супруги брали на себя ведение дел, обладая полномочиями широкого спектра. Тот период знаменателен наличием моногамии. Брать вторую жену запрещалось. Совместное проживание после развода каралось смертью.
Браки заключались на основе брачных договоров, включавших в себя двусторонние обязательства, в том числе и материального характера. Такие соглашения, зафиксированные на глиняных табличках, обнаружены в Кюльтене, что в округе Кайсери. Эти документы предусматривали даже материальное возмещение, которое должна была выполнять жена, в случае изъявления желания о расторжении брака.
Хеттское государство располагалось в границах линии Хаттушаш – Йозгат – Богазкёй в Центральной Анатолии. Постепенно это государство расширяло свои границы и превращалось в могущественную империю. Законы Хеттского государства были составлены исходя из подразделения общества на 3 класса – знать, свободных и пленных. Так вот вторым по значению лицом в государстве после короля была его мать, носившая звание таваннаны. Соответственным образом выглядел и государственный протокол.
На некоторых же церемониях мать-королева в одиночку представляла государство. Королевы же могли получить звание таваннаны лишь после кончины матери-королевы.
В том, что касается управления государством, издавались постановления за подписями и короля, и королевы. Любопытно, что при всем этом и таваннана и прочие женщины из дворца ничем не отличались от других граждан в правовом отношении, и в случае совершения преступлений представали и перед судом и получали наказание. К примеру, одна мать-королева была отдана под суд за взимание чрезмерных налогов и некоторые пертурбации в династической иерархии.
На одной табличке имеется клинопись самого, пожалуй, древнего международного договора, подписанного хеттским королём и его женой. Это был договор о дружбе, подводивший черту под войной с Египтом. Договор был подписан в 1278 году до нашей эры и имел два экземпляра. Один из них был написан на серебряной табличке и отправлен в запечатанной (хеттскими королем и королевой) состоянии в Египет. Затем текст договора был выбит иероглифами в Карнаке. Второй же экземпляр – текст на аккадском языке, отправленный египетским фараоном в Анатолию. Именно последний текст был обнаружен в хаттушашском архиве. В настоящее время этот текст находится в стамбульском музее.
С одного края и посередине таблички имеется символическое изображение Великого Хеттского Повелителя и выбиты следующие слова: «Могущественный и великий хеттский король, сын великого и могущественного Муршили, подписал и запечатал этот договор».
А на другой стороне таблички имеется символ хеттской королевы и написано следующее: «Это печать правительницы государства, монахини города Арины, хеттской королевы Пуду-Хепа».
Как видно, и король и королева обладали равными правами в вопросе управления государством.
Примечательно, что супруга египетского фараона этим правом не обладала, ибо фараон подписался в единственном числе.
Другие клинописи свидетельствуют о важной роли Пуду-Хепы, которая занималась благотворительностью, оберегала сирот, освобождала рабов.
Что же касается положения других женщин в хеттском государстве, то на этот счёт мы располагаем крайне незначительным числом документов. В целом, исходя из документов законодательного характера, можно сказать, что приоритет в семейных отношениях признавался за мужчинами. Однако за матерью признавалось право изгнать из дома и возвращать своих детей. Кроме того, закон признавал право наследования за вдовами.
Хеттские женщины могли свободно и единолично распоряжаться земельными наделами.