Султан Мурат Первый
Султан Мурат Первый был внуком основателя Османской державы Осман Бея и сыном Орхан Бея, который эту державу укрепил. Мурат Первый правил 29 лет (с 1360-го по 1389-ый годы). Именно при нём османское государство стало империей. И именно он создал янычарское войско, одержавшее впоследствии много блестящих побед на полях сражений.
Этот султан был убит одним сербом уже после сокрушительного поражения, которое османское войско нанесло крестоносцам в Косовской битве. Вот с какими словами Мурат Первый обращался к своей армии перед Косовским сражением:
«Мы, борцы за идею, а вовсе не захватчики, крушащие всё вокруг. Мы устанавливаем справедливость там, где доселе царили гнёт и беззаконие. Мы перестраиваем на правовой основе все институты в этих странах, вслед за чем, туда приходят мир, стабильность, процветание. Вот чего мы добиваемся в результате побед нашего оружия. И мы будем продолжать вершить эту нашу благородную миссию, не смотря ни на что. И именно поэтому мы одержим победу здесь, на косовском поле, не смотря на то, что нас 40 тысяч, в то время как силы врага превышают сто тысяч».
Продвижение вглубь Европы османов пришлось на период нестабильности в средневековой Европе, где к тому же свирепствовала чума. Однако это был уже период начала эпохи великих географических открытий.
Объединению европейцев перед лицом османской угрозы помешала католическо-православная рознь. Католики считали православных еретиков худшим злом по сравнению с османами. Естественно, что османы воспользовались этой враждой, взяв под своё покровительство православную церковь, а противовес католической.
Мурат проявил терпимость к своим православным подданным, чем умилостивил их. Православный патриарх в своём письме, отправленном Папе римскому в 1385 году, пишет, что султан Мурат предоставил полную свободу православной церкви. Более того султан привлёк на османскую службу военную прослойку Балкан, предоставив им земельные наделы и освобождение от льгот.
Подобная политика Османов способствовала созданию, просуществовавшей долгие века полиэтнической, поликонфессиональной империи. Ученые правомерно отмечают, что причины османского успеха следует искать далеко не в военных успехах. Успех османов на поле брани был закреплен тем, что они не вмешивались в религиозную и общественную жизнь народов империи, брали с христиан лишь символический налог, не бесчинствовали по отношению к немусульманским народам, противопоставили разваленной византийской администрации, чётко отрегулированные государственные структуры, ставившие на первое место право и справедливость. В силу всего этого православные видели в османах избавление от католического гнёта.
С другой стороны, закреплению османской власти на Балканах способствовало и то, что там издревле проживали потомки различных тюркских народов – печенегов, половцев, гагаузов, татар. Знаменательно, что в период становления османского государства , даже в годы организации крестовых походов, местные народы не предпринимали каких-либо попыток восстать. Всё это позволило ученым сделать верный вывод о том, что в отличии от предыдущих нашествий с Востока, османское наступление носило планомерный характер. Другой прекрасный пример прочности и успеха османов проявился в том, что даже после поражения османской армии под командованием сына Мурата Первого – Баязита Молниеносного от войск Тимура, османское государство сохранило прежнюю мощь. Сыну Баязита – Мехмету Челеби в короткий срок удалось восстановить позиции османов в Анатолии. И вот именно в этот период балканские христиане не предприняли никаких попыток для того, чтобы освободится от османского владычества.