Кладбища и усыпальницы, посещаемые в месяц Рамадан
В нашей предыдущей статье, мы рассказали вам о месяце Рамадан, по завершении которого будет отмечен одноименный праздник. В продолжение этого месяца люди посещают здания, святые для мусульман, кладбища и усыпальницы. Наиболее часто посещаемые во время Рамадана места – усыпальницы. В них во время Османской империи были погребены султаны, члены султанской династии, государственные деятели, лица, сыгравшие в нашей истории важную роль, а также религилзные лидеры. Строили усыпальницы в знак уважения тому, кто в ней погребен. Таким образом, имя этого человека сохраняется в веках. Усыпальницы могут быть крытыми или открытыми, небольшими или же особенно пышными. Усыпальницы с украшениями на поверхности их стен и потолков являются частью архитектурного наследия.
В Стамбуле находится одна треть культурных и природных богатств Турции. Около 25 тысяч из 75-и частей культурного наследия нашей страны располагаются именно в Стамбуле. Из 700 усыпальниц до наших дней сохранились 487. Из них 120, имеющие ценность с точки зрения искусства, находятся под управлением Министерства культуры и туризма Турции, остальные – под контролем Управления музеев и усыпальниц Стамбула. Как вам уже известно, многие исторические здания реконструируются в связи с избранием Стамбула культурной столицей Европы. Некоторые из стамульских усыпальниц также были отремонтированы и открыты в честь Рамадана для посещения. В этом году эти работы поддерживаются и Агентством «Стамбул – культурная столица Европы 2010 г.». Помимо того, планируется собрать произведения, имеющиеся в усыпальницах, в стенах общего музея. На протяжении месяца Рамадан посетители усыпальниц будуг угощены щербетом – старинным прохладительным напитком. В этой статье мы бы хотели рассказать вам об успальницах, а также о социальной жизни тех времен, когда были созданы эти усыпальницы.
Усыпальница султана Абдульхамида Первого была построена по указу самого султана. В городской жизни исламского общества особенную роль играет комплекс зданий, располагавшихся вокруг мечети. Назывался этот комплекс – кюллие. В состав кюллие султана Абдульхамида Первого входили такие строения как усыпальница, школа, библиотека, рынок, больница, столовая, обслуживавшая бедных и студентов. Согласно историческим источникам, на месте этого комплекса (современный район Бахчекапы-Эминону) находился монастырь. Султан Абдульхамид Первый хотел построить на месте монастыря мечеть, затем отказался от этой идеи, посчитав, что рядом с Новой мечетью лучше всего построить столовую для неимущих, которая и была впоследствии создана. В этих столовых, называемых имаретами в Османскую эпоху кормили не только представителей бедных слоев общества, но и путешественников. Здесь предлагались также и медицинские услуги. Практическо во всяком кюллие имелись имареты. После внутри комплекса султана Абдульхамида были построены школа, фонтан и библиотека.
В кюллие и мечетях в святой для мусульман день пятницу собирался народ. Мечеть также являлась своеобразным местом проведения форумов, научных бесед и дискуссий. Кюллие представляли собой образцы турецко-исламской архитектуры. Ведущий представитель этого стиля – архитектор Синан. Куллие султана Абдульхамида – образец этого архитектурного стиля. Было оно построено в период между 1776-1777 гг. От кюллие сохранилась одна лишь усыпальница. Фонтан, также сохранившийся, был перенесен в парк Гюльхане.
Привлекает внимание использование при строительстве усыпальниц исключительно мрамора. Они имеют квадратную форму с округленными углами. Впереди учыпальниц находятся дворы. Наружные ворота украшены образцами османской каллиграфии. Надписи представляют собой строчки из Корана. Буквы в этом каллиграфическом стиле округленные и кривые. Из двора посетитель попадает в крытый дворик. Усыпальница, украшенная «ручной работой» освещается из 26 окон. Кстати, несколько слов о ручных украшениях. Эти украшения наносились на стены, потолки и купола мечетей, усыпальниц, дворцов, особняков с помощью тоненьких щеток. Количество сохранившихся образцов этого вида искусства небольшое.
Усыпальница Абдульхамида Первого особенно значима и для исламского мира, так как в ней имеется мраморное панно со следом ноги пророка Мухаммеда. Как и остальные эта усыпальница является важной частью религиозного туризма. Поэтому ведутся работы по хранению этих успальниц, как и многих других истоических памятников. Тщательной обработке подверглась и усыпальница Абдульхамида. Мрамор в 500 кв. метров был очищен. Была уделена должная осторожность для сохранения подлинного вида усыпальницы. Все эти работы внесли большой вклад в сохранение культурных ценностей Стамбула, который в следующем году будет культурной столицей Европы.
Дата публикации: 02.09.2009