Искусство освещения минаретов световыми надписями и рисунками — махья
Агентство «Стамбул — культурная столица Европы» планирует провести конкурс среди мастеров «махьи». Махья – это световые надписи и рисунки на веревке, протягиваемой во время религиозных праздников между минаретами мечетей. Следует отметить, что махья встречается только у тюркских народов, и не свойственна остальным мусульманским народам.
Примечательно, что световые панно – столь характерные для современных городов – встречались в Стамбуле несколько столетий тому назад. Световые надписи и картинки развешивались между минаретами мечетей обычно в священный для мусульман месяц Рамадан.
В большей части мусульманских стран распространено в священные ночи зажигать светильники. Причина же возникновения искусства протягивания махьи именно в Стамбуле кроется в том, что в этом городе строились довольно крупные мечети с двумя, четырьмя и даже шестью минаретами.
Как известно, мечети с несколькими минаретами встречались лишь в Османской империи. Эти мечети строили по указу и на личные средства султанов и их жен. Для этого типа мечетей было характерным наличие особых помещений, где совершали намаз сами султаны. Известно, что в Османской империи мечети оставались открытыми для верующих день и ночь. В классический период империи для нужд мечетей выделялись средства из военного бюджета.
Согласно османским традициям, султан, который не устраивал походов, должен был воздержаться от строительства такой крупной мечети. Однако султан Ахмед Первый, не последовав этой традиции, всё-таки дал указ на строительство мечети Султанахмед. Другие крупные мечети, построенные по указу султанов, это – мечети Сулеймание, Эюп, Йени-джами, мечеть им. Беязита, а также мечеть Селимие, находящаяся в округе Эдирне. Световые надписи и рисунки развешивались далеко не на всех мечетях, с этой целью избирались мечети с несколькими и высокими минаретами.
Первая махья появилась в Стамбуле в 1616-м или 17-м году, во время правления султана Ахмеда Первого. Один из знаменитых каллиграфов того времени, муэззин (служитель мечети, с минарета призывающий мусульман к молитве) Хафиз Кафави представил вниманию султана искусно выполненную плитку (вывеску). Султан, у которого вывеска вызвала восторг, попросил Кафави осветить ее и протянуть между минаретами мечети Султанахмед, которая и была построена по его собственному указу. Вывеска была снабжена светильниками и в соответствии с указом султана вывешена на минаретах мечети Султанахмед.
Со временем у населения Стамбула появился интерес к этому световому украшению. Жители некоторых районов Стамбула стали обращаться к султану с просьбой украшать посещаемые ими мечети. Тогда же был издан указ об освещении минаретов всех мечетей. В то время минареты мечети Эюп были не столь высокими, чтобы между ними можно было протягивать махью. Специально с этой целью к мечети были приделаны два новых высоких минарета.
Почти в таком же положении находилась мечеть Михримах в районе Ускюдар – у нее был лишь один минарет. Так как население района стало возмущаться по поводу отсутсвия на ней махьи, к мечети был приделан еще один минарет, и на ней появились световые надписи.
В старые времена, когда еще электричество не было изобретено, махью делали настоящие мастера дела. Эти мастера завещали своим подмастерьям все тонкости своего искусства. Между минаретами протягивались веревки либо же проволока. Мастер, как правило, раскладывал на них лампадки, начиненные оливковым маслом, или фонари со свечами, которые образовывали какую-либо фразу с религиозным смыслом или соответствующий рисунок. В продолжении всего месяца Рамадан эти лампадки горели вопреки ветру. Только после того, как было изобретено электрическое освещение, труд мастеров махьи в значительной степени облегчился, однако этот обычай перестал быть искусством. Сегодня традиция протягивания махьи в виде электрических лампочек продолжается.
В Османской империи наряду со словесными изображениями между минаретами развешивались еще рисунки пушек, Девичьей башни, мостов и др. В те времена все с нетерпением ожидали также исполнения другого не менее интересного обычая – вертикального освещения минаретов, благодаря чему они казались одетыми в цветные кафтаны, освещая город и небо.
Агентство «Стамбул — культурная столица Европы 2010 г.» планирует издать книгу, посвященную эволюции, которую претерпел этот многовековой вид традиционного искусства. Кроме того, будет проведен конкурс на лучшую идею по освещению зданий оригинальными надписями и рисунками, причем не только мечетей, а вообще важных городских строений. Лучшие идеи будут претворены в жизнь. В месяц Рамадан, который в этом году придется на август, жители и посетители Стамбула будут иметь возможность насладиться видом современных видов махьи.
Дата публикации: 31.07.2009