Международный стамбульский джаз-фестиваль и церковь Святой Ирины
Стамбул избран культурной столицей Европы 2010-го года благодаря многим своим особенностям. Рассказывая об отличительных чертах города, мы зачастую ведём речь о видах Стамбула, его красках и запахах. Конечно же, городу присущи как общие, так и свои неповторимые черты. Сегодня мы поведём рассказ о «голосе Стамбула», и с этой целью мы направимся в историческое место, где проходит мероприятие международного характера.
Когда мы говорим «Голос Стамбула», прежде всего представляем звуки эзана, доносящиеся с минаретов, выкрики уличных торговцев (своеобразная реклама), крики чаек, сигнал парома, транспортный шум большого города и звуки турецкой музыки. Это привычные всем звуки. Все они традиционны и присущи повседневной жизни. Однако, Стамбул не может ограничиться лишь собственными звуками. На протяжении многих лет в городе слышны отголоски и других звуков, например, джазовых композиций известных музыкантов. Они, эти звуки, могут доноситься из концертного зала или из театра на открытом воздухе. Таким образом, в Стамбуле во время международного фестиваля джазовую музыку можно услышать из каждого уголка города.
Ставший традиционным Международный стамбульский джаз-фестиваль на протяжении 16-ти лет радует слушателей музыкой джаза. В этом году фестиваль собрал в Стамбуле именитых гостей в первой половине июля. Более 30-ти концертов джазовой музыки снова превратили Стамбул в город джаза. Организатор фестиваля – Стамбульский фонд культуры и искусства – пригласил известных бас-гитаристов Стенли Кларка, Маркуса Миллера и Виктора Вутена. Это событие музыкальной жизни стало настоящим праздником для любителей джаза, во время которого состоялись выступления многих турецких и зарубежных мастеров джаза. Но мы не собираемся рассказывать вам о концертах. Мы сообщим вам о том, где проходили эти концерты, благодаря которым жители города смогли наслаждаться джазом.
Представьте движущийся по Босфору пароход, сопровождаемый чайками. Ослепительно белый… Один из пароходов, перевозящих пассажиров в черте города. На нём написано «Барыш Манчо» — это имя известного нашего исполнителя и автора песен, завоевавшего популярность своими выступлениями во многих странах и скончавшегося 10 лет назад. С парохода доносятся джазовые мелодии, столь хорошо сочетающиеся с именем Барыша Манчо. Ежегодно во время джазового фестиваля музыка звучит в концертных залах, на открытых площадках, в клубах, ялы, в музеях, на улицах и на пароходах. «Джазовый пароход» стал неотъемлемой частью программы фестиваля. А в этом году к нему добавился и «Балканский пароход». Отдав швартовы, пароходы скользят по водам Босфора, и на них раздаётся джазовая и балканская музыка, эхом отдающаяся во дворцах и ялы. Ритмы музыки вносят оживление и ощущение праздника на обоих берегах пролива, в обеих частях мегаполиса — европейской и азиатской.
Местами проведения традиционных дней джаза становятся не только пароходы и улицы, концерты также проходят и в исторических местах, одним из которых является церковь Святой Ирины. Именно с этим музеем мы и хотим вас познакомить…
Византийский император Константин, заново создавая город, в 330-х годах в соответствии с римскими канонами построил церковь Святой Ирины (Айя Ирини). Согласно древним источникам, при строительстве церкви были использованы развалины храмов Артемиды, Афродиты и Аполлона периода Римской империи. В переводе «Айя Ирини» означает «священный мир». В то же время Ирина – это имя святой, жившей в том столетии. Легенда гласит следующее: «Молодая девушка по имени Пенелопа проповедует идеи христианства, и в связи с этим претерпевает множество испытаний. Язычники подвергают её всевозможным пыткам, но она не умирает. Происходит множество чудес, и в итоге язычники, поверив Пенелопе, начинают обращаться в христианство. В городе воцаряются мир и безопасность. В связи со всеми этими сверхестествеными событиями Константин нарекает Пенелопу «Святой Ириной», то есть «священным миром». И первым построенным в городе храмом монотеической религии становится именно церковь Святой Ирины».
Особенностью этой церкви, сохранившейся с византийских времён, является то, что это единственная церковь с атриумом, то есть с внутренним световым двориком, присущим древнеримским храмам. Церковь Святой Ирины была деревянной. Однако, она сгорела во время восстания в 532-ом году. Затем была отстроена заново по приказу императора Юстиниана. Атриум снова сгорел во время пожара в 564-ом году. Здание пережило множество землетрясений. Но в случае повреждений церковь всегда реставрировалась и поэтому дожила до наших дней. И после завоевания Стамбула турками-османами, церковь не была подвергнута каким-либо значительным архитектурным изменениям.
В османский период церковь Святой Ирины использовалась на протяжении некоторого вемени в качестве арсенала. Поскольку здесь находились редкие образцы оружия, в 19-ом веке в церкви был создан первый османский музей, получивший название Muze-i-Humayun, то есть Императорский музей. Музей состоял из двух частей: отдела древнего оружия и коллекции антиквариата. В 1908-ом году он был превращён в военный музей, им и остаётся на протяжении долгих лет. В настоящее время церковь Святой Ирины находится в подчинении дирекции музея Айя Софья.
В основании церкви находится базилика, а верхнюю её часть украшает греческий крест. Устройство храма полностью отражает архитектурные особенности периода Юстиниана Первого: в центре расположены 4 большие опоры, на которых покоится купол; рядом с ним можно увидеть второй купол, более низкий. В своё время церковь Святой Ирины была пышно украшена со всех сторон, однако, лишь некоторые из этих украшений дошли до наших дней.
На протяжении почти 40-а лет этот музей становится местом проведения различных культурных мероприятий. Церковь обладает изумительной акустикой, что превращает проводимые здесь концерты в незабываемый праздник. И во время 16-го Международного джаз-фестивля в церкви состоялось множество концертов, вот почему, рассказывая об этом событии музыкальной жизни, мы не смогли обойти стороной этот уникальный музей.