Прогулка по улице Истикляль в Стамбуле

В нашей сегодняшней статье мы побываем в Стамбуле, в районе, где бьётся пульс этого города, — Бейоглу, на улице Истикляль. Здесь мы пройдём через пассажи, которые являются свидетелями прошлого…

Ежедневно людской поток устремляется на улицу Истикляль, в последнее время ставшую ареной культурных изменений и богатую сооружениями, отражающими революционные события. Пассажи района Бейоглу славятся расположенными в них кинотеатрами, театрами, ресторанами, кондитерскими и художественными галереями, и даже если меняются их владельцы и завсегдатаи, они сохраняют свою изначальную оживлённость.

Если пройти с площади Таксим в направлении тоннеля, после Консульства Франции справа взору предстанет пассаж Румели, построенный во второй половине 19-го века по указу приближённого султана Рагып Паши. В архитектуре пассажа, относящегося к неоклассическому стилю, обращают на себя внимание эклектические декоративные элементы входных ворот, сочетающие стили барокко и ампир. При входе в пассаж можно увидеть книжные лавки и несколько магазинов одежды, но в основном здесь расположены рестораны и развлекательные заведения. Прямо напротив расположен Анатолийский пассаж (построенный в 1910 г.) и Африканский пассаж, построенный в 1905 г. и соединяющий улицы Бююк Пармаккапы и Кючюк Пармаккапы. Оба пассажа были построены опять же по указанию Рагып Паши. Говорят, что придворный человек Рагып Паша, построивший 3 совершенно разных по стилю пассажа, дал им названия Румели (символизирующий Европу), Анатолийский (то есть азиатский) и Африканский в целях указания на владения Османской империи. Первые этажи Африканского пассажа, являвшегося изначально одним из торговых центров, были местом проживания левантинцев. За исключением пассажа Румели остальные два пассажа в настоящее время используются лишь в качестве переходов на другие улицы.

За пассажем Румели следует пассаж Эмек с его кинотеатром Йешильчам. На первом этаже расположены магазинчики, торгующие заколками для волос и сувенирами, а дальше следует винтовая лестница, поднимаясь по ступенькам которой можно увидеть украшающие стены постеры, напоминающие о днях минувших. В этом же направлении находится и пассаж Галеп, где в своё время давали представления фокусники, выступали конно-акробатические труппы и цирк воздушных гимнастов. Пассаж Галеп был построен арабской семьёй Хаджар. Ранее позади пассажа Галеп находилось деревянное строение под названием «Варьете», или «Цирковой театр Пера». В 1889 году это здание стало использоваться для театральных и оперных представлений, а в республиканский период получило название «Французский театр». После 50-х годов 20 века здание стало называться пассаж Бейоглу и прославилось благодаря находившемуся в нём кинотеатру. В наши дни в здании кинотеатра Бейоглу расположены небольшие магазинчики, торгующие постерами, рамками, фотоальбомами, книгами и сувенирами.

Напротив пассажа Галеп находится пассаж Атлас, на первом этаже которого располагается кинотеатр Атлас и театр Садри Алышика. Этот пассаж состоит из 3-х блоков, в двух блоках в основном находятся магазины.

Приближаясь к центру улицы Истикляль, известному месту встреч – лицею Галатасарай, вечером ещё издалека будут слышны мелодии и песни, а также гул людских голосов, которые приведут нас к знаменитому Цветочному пассажу (Cicek Pasaji). Он известен и под другим названием – «Cite de Pera», и в нём можно утолить жажду и отведать изумительные турецкие закуски, заглянув в один из многочисленных симпатичных ресторанчиков. Одна дверь пассажа выходит на улицу Истикляль, а другая – на рыбный рынок. Благодаря завсегдатаям Цветочный рынок никогда не пустует. На месте нынешних Цветочного и Европейского пассажей некогда находились деревянный театр Маруни Наум Эфенди и отель под названием «Дворец цветов» (Palais des Fleurs). Однако после пожара 1870 года в Пере на этом месте были построены два вышеуказанных пассажа.

Европейский пассаж отличается своей неповторимой архитектурой и декоративными элементами. На верхнем этаже пассажа, представляющего собой длинный коридор, в проёмах можно увидеть всевозможную скульптуру, а также маленькие магазинчики, что придаёт особый калорит этому пассажу. Взгляд непременно останавливается на раноцветных израсцах, шёлковых вышитых скатертях, турецких тканях и килимах. Из-за имеющихся на колоннах, разделяющих магазинчики друг от друга, зеркал этот пассаж также известен под названием «Зеркальный пассаж».

Продолжая прогулку по улице Истикляль, мы попадаем в пассажи Азнавур и Hacopulo (Hazzopulo) /«Хаззо Пуло»/. Пассаж Азнавур, построенный в 1883 году, впоследствии претерпел несколько изменений. В магазинах пассажа продаются различные сувениры, миниатюры, шкатулки с перламутровым покрытием, кальян и молодёжная одежда.

Пассаж Hacopulo был построен греческой семьёй Хакопуло, и в своё время в нём располагались самые модные магазины. В пассаже продавались пуговицы, шляпы, нитки и пряжа, но вместе с тем пассаж выполнял и политическую миссию. Здесь проводили свои заседания младотурки, здесь же печаталась газета «Ибрет», издаваемая Ахметом Митхатом Эфенди и Намыком Кемалем. В наши дни в пассаже в основном находятся кафетерии, а также несколько книжных лавок и магазины мелких торговцев, сохранившиеся как примета прошлого.

На самой улице Истикляль наше внимание привлекает великолепная в архитектурном отношении церковь Святого Антуана, напротив которой нас встречает пассаж Эль-Хамра (El-Hamra). Этот пассаж, построенный в первой половине 19 века, сегодня менее оживлён по сравнению с другими пассажами. Первоначально в нём располагались Французский театр и место развлечений под названием «Дворец Биллур». В пассаже, сломанном и отстроенном заново, знаменитые архитекторы Экрем Хаккы Айверди и Кирьядис создали самый великолепный по тем временам кинотеатр. Со временем стали открываться другие кинозалы, что стало причиной падения популярности кинозала в пассаже Эль-Хамра, а после пожара, произошедшего в не столь далёкие времена, был отстроен новый кинозал.

В конце улицы Истикляль перед нами возникает ещё один пассаж, отличающийся от предыдущих. Сирийский пассаж, построенный в 1880-е годы сирийским пашой, выделяется богатой внутренней отделкой. Это было первое здание, спроектированное таким образом, что на первом его этаже располагались магазины, а второй этаж представлял собой жилое помещение. Это здание также знаменито тем, что к нему первому после дворца были подведены электричество и природный газ. Первый кинотеатр в Турции был открыт в этом пассаже, оснащённом двумя лифтами. В кинотеатре под названием Cine Central, распахнувшем свои двери в 1910 году, демонстрировалось немое кино, затем название его менялось на Шафак и Джумхуриет, а когда он был переименован в кинотеатр Зафер (Победа), его, к сожалению, закрыли. Здесь же с 1875 по 1964 гг. находилась типография издававшейся на французском языке газеты Стамбул.

Начиная с 1925 года в Сирийском пассаже печатается на греческом языке газета Apoyevmatini, причём печатается старым способом, в чёрно-белом варианте и без фотографий.

Не использовавшийся на протяжении некоторого времи и недавно вновь открытый пассаж, ранее называвшийся ‘Passage Oriental’ (Восточный пассаж), а затем получивший название «пассаж Маркиза», находится неподалёку от тоннеля после Сирийского пассажа, опять же на Истикляль. До 1940 года это место было известно как кондитерская Лебон, а затем стало называться Markiz Pastanesi и располагается сразу при входе в пассаж. Эта кондитерская в своё время выпоняла важную социальную и культурную функцию: на протяжении многих лет она была местом встречи писателей, артистов и интеллигенции.

Бейоглу претерпел большие изменения за последние 200 лет. Его облик постоянно меняется и остаётся в памяти в различных вариациях. Не меняются лишь здания, расположенные на улицах этого района Стамбула.

 

Добавил: Дата: Апр 17 2012. Рубрика: Стамбул. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google