Отрывки из воспоминаний французского путешественника 17 века Жозефа Грело
Жозефу Грело удалось побывать в различных городах и районах Турции. Благодаря этому он сумел познакомиться с прелестями турецкой кухни. Все блюда, которые он вкушал во время путешествия по Турции, внушали ему подлинное удовольствие. Вот что пишет в этой связи французский путешественник:
“ Турецкая кухня почти полностью похожа на кухню Александра Македонского. Александр писал, что повара ему готовят самые разнообразные блюда, причем с неповторяющимися соусами. И турецкая кухня – кладезь самых разнообразных и неповторяющихся вкусов ”.
Больше всего Грело любил плов во всех его вариантах. Вот что пишет Грело об этом своем любимом блюде:
“ Плов делают путем варки риса с мясном бульоне или в воде с маялом. Это – самое вкусное из кушаний. Невозможно представить пиршества без плова. К плову добавляют соусы, составленные из йогурта, шафрана, меда, кишмиша, бекмеза. К плову подают и зажаренную на вертеле баранину, и курдючное баранье масло ”.
Вместе с тем Грело отмечает и сдержанность, проявляемую турками при приеме пищи. Послушаем самого писателя:
“ Здесь во время застолий проявляют сдержанность. Кроме того, турецкая кухня весьма полезна. Я знаю, что турки предпочитают не наедаться по вечерам. Турецкие кухни настолько мне понравились, что я потом готовил их в Париже “.
Путешествуя по Османской империи, Жозеф Грело исследовал и памятники архитектуры. Ему даже удавалось проникать в запретные места. В результате Грело удалось составить схемы многих архитектурных произведений нашей страны. Впоследствии эти схемы были опубликованы им.
Интересовался Грело и архитектурными особенностями мечетей. Провел он исследование и мечети Валиде Султан, то есть матери султана в Стамбуле. Вот что пишет по этому поводу французский путешественник: “ Нечасто женщины заказывали строительство мечетей. Одной из таких женщин была мать нынешнего султана Мехмета 4. На мой взгляд, эта мечеть – самая изящная и красивая из стамбульских мечетей. Валиде султан оставила бессмертный след своего пребывания на этой земле. Она словно хотела, чтобы ее вспоминали все, кто будет жить после нее в этом городе “.
Понравилась Грело и другая знаменитая стамбульская мечеть – Сулеймание, построенная по заказу султана Сулеймана Великолепного. Предоставим слово самому автору заметок:
“ Мечеть эта – символ побед Сулеймана Великолепного, его могущества. Этот правитель одерживал победы на трех континентах. Взойдя на престол в 1520 году, он завоевал много территории в Африке, на востоке Азии, в Средиземном море, в Центральной Европе. Эту мечеть он построил после походов на Родос и Багдад, назвав это великолепное сооружение своим именем “.
Восхищался Грело и другим шедевром османской архитектуры – мечетью султана Ахмета, о которой он написал следующее:
“ Мечеть султана Ахмета – одно из самых красивых сооружений турок. Это – единственная мечеть с тремя минаретами – очень высокими и изящными. Быть может, это – самая красивая мечеть не только Стамбула, но и Востока ”.
Много пишет Грело и о других зданиях, возведенных турками:
“ Помимо мечетей, турки среди прочего строили и благотворительные заведения, лечебницы, в том числе и психиатрические, богадельни, каравансараи. И все это – крупные строения. Так, каравансараи строились богатыми людьми для того, чтобы здесь могли жить малообеспеченные путешественники “.
Путешествуя по Османской империи, Жозеф Грело изучал и турецкое общество, стараясь понять его структуру. При этом он сравнивал наше общество с французским, стараясь выявить положительные и отрицательные качества турок. Грело обратил внимание на то, какое значение турки придавали чистоте, в том числе и улиц. Он писал о том, что улицы европейских городов далеко не так чисты. Обратил он внимание и на наличие бань и общественных туалетов в городах.
Вот что пишет в этой связи наш герой :
“ Мало на свете народов, столь приверженных чистоте. Чистота для них – образ жизни. Именно поэтому они построили бани “.
Свои наблюдения Грело развивает следующим образом:
“ К сожалению, в европейских городах нет общественных бань. В Турции не испражняются под стенами храмов и в их двориках, как это имеет место быть в Европе. Люди здесь сильно приверженны чистоте “.