Очерки немецкого путешественника Пауля фон Линдау
Пауль фон Линдау был драматургом и театральным постановщиком. Он получил образование в области философии, истории литературы, истории. Занимался он и изданием газеты. Долгие годы он был директором Берлинского и Германского театров. Кроме того, он написал интересные романы о Берлине. Несмотря на загруженность, Линдау не упускал и возможности попутешествовать. В Турцию Линдау приехал в конце 19 века, в период интенсификации турецко — немецких отношений. Вообще в ту пору в Турцию приезжало много немцев. Сегодня мы хотим рассказать вам об измирских впечатлениях Пауля фон Ландау.
Свои путевые очерки Линдау начинает с рассказа об истории Измира. Сведения эти сколь кратки, столь же насыщенны. В этом экскурсе в прошлое Линдау охватывает весь период развития Измира — от античных времен до наших дней. Послушаем же самого Пауля фон Линдау, дорогие читатели:
« Античное прошлое города великолепно. Измир был основан эфесцами примерно в 1100 годы до нашей эры. Считается, что название города проистекает от Смирны — предводительницы местных амазонок. Расцвет Измира пришелся на правление Креза. Но затем персидский царь Кир сровнял город с землей. План восстановления Измира, подготовленный Александром Македонским, был реализован лишь его наследником Антигоном. Но первые здания были построены уже при Лисимахе.
Очередной период расцвета Измира пришелся на период вхождения в состав древнегреческого Пергамонского царства. Затем город вошел в состав римского государства. При римлянах Измир пользовался правами автономии. В ту пору здесь были возведены потрясающие храмы, театры. Здесь протекала прекрасная жизнь. Известен был Измир и своими училищами, в особенности медицинскими. Город пользовался покровительством римлян, ибо был лоялен им. Великолепные здания здесь были построены при Тиберии и Марке Аврелии. Славу прекрасного города Измир сохранил и в византийский период… ».
« В христианский период Измир дал прибежище Деве Марии и апостолу Иоанну. В городе существовала одна из первых крупных христианских общин. Первым епископом Измира стал святой Поликарп. Он был жестоко убит в 166 году. На месте убийства Поликарпа, возведенного в ранг святого и объявленного покровителем Измира, была построена мечеть. В последующий период Измир разделил участь прочих городов Передней Азии и Эгейского архипелага. Город постоянно боролся за свою независимость, которой окончательно конец положили турки в 15 веке ».
Продолжим знакомство с очерками Пауля фон Линдау, начавшего рассказ о погоде в Измире в послеполуденный период:
«Измир находился в состоянии послеобеденной дремы. Лето здесь начинается рано и длится долго. У жителей города в традиции послеполуденная сиеста. К четырем часам пополудни начинает дуть освежающий бриз, называемый здесь « имбато ». Под его чудодейственным воздействием люди начинают просыпаться. Город начинает мало помалу оживать».
Линдау с начала своего пребывания в Измире распознал особенности жизненного уклада его жителей. Вот что он пишет о вечерних променадах на прибрежном бульваре:
«В центральной части города находится приморский бульвар, излюбленное место вечерних променадов. В этой своей части Измир напоминает западный город. В прохладные вечера здесь прогуливаются сотни людей. Женщины одеваются во все самое лучшее и демонстрируют свои наряды, сшитые по самой последней парижской моде…
… Не думаю, что в Стамбуле есть такая оживленная уличная жизнь, как в Измире. В Стамбуле западная жизнь не проявлется столь отчетливо, даже в районе Галаты. Женщины Измира уделяют большое внимание своей внешности. Да и вообще, измирские женщины весьма привлекательны и улыбчивы… ».
На Пауля фон Линдау Измир и его жизнь произвели большое впечатление. Вот что он пишет о мазаичности жизни этого прекрасного города:
«Измир известен не только своей историей, памятниками истории, но и богатой жизненной мозаикой.
Измир отличается тем, что вбирает в себя все оттенки Востока. Османы, использовавшие силу при установлении своей власти, несмотря на 500 лет правления не смогли унифицировать многокрасочность города и добавили к ней свой колорит.
Жизнь города столь многокрасочна, что напоминает расцветку яркого восточного ковра. Нигде в другом месте жизненный уклад не является столь ярким, как в Измире. Здесь бок о бок живут мусульмане, христиане, иудеи, турки, греки и армяне. Короче, здесь сосуществуют Восток и Запад ».
Написал Линдау и о ночной жизни Измира, и о музыке, которой он здесь наслаждался, будучи меломаном:
«Во всех местах, где я бывал, звучала музыка. Причем мне удалось послушать здесь музыку, которую можно услышать в любом европейском городе. К примеру, я часто слышал в исполнении местных улыбчивых певцов произведения Мориса Московского. Но вместе с тем здесь звучала и музыка таких композиторов, как Брамс… ».
Из записок Линдау следует, что на него большое впечатление произвела особенная аура города:
«Мы видим толпу, прогуливающуюся по пристани и шикарно одетых людей, сидящих за столами в садах. Темнота ночи освещается фонарями. Видны силуэты кораблей. С правой стороны, на противоположном берегу залива находится городской район Корделио. На усеянное звездами небо восходит луна. Снизу доносятся звуки оркестровой музыки. Изредка доносятся гудки судов. Вокруг разливается благоухание. Погода прекрасная. Воздух чист. Разве может быть более чудесной обстановки ? ».