Впечатления иностранных путешественников от Центральной Анатолии
Нынешняя столица Турции, Анкара на протяжении находилась на пересечении важных торговых путей. Эти земли входили в состав самых различных государств – фригийского, хеттского, римского, византийского, сельчукского, османского. Не случайно поэтому, что земли эти чрезвычайно богаты памятниками истории. Среди них – развалины храма императора Августа второго века и мечеть Хаджи Байрам 15 века. Расположены эти сооружения практически впритык друг к другу.
В хетсткие и фригийские времена Анкара называлась Анкорой. Турки стали называть этот город Энгюрю. В средние века здесь существовала цеховая форма правления, называвшаяся “ ахи “. Анкара славилась изделиями из ангорской шерсти, экспортировавшимися даже за рубеж. Однако в город современного типа Анкара, бывшая в османские времена поселком, превратилась после провозглашения республики, став столицей последней.
Анкару на протяжении столетий посетило немало путешественников. Одним из них был Шицбергер, побывавший здесь в 14 веке. Он дает нам сведения о христианской общине Анкары. Шицбергер отмечал, что христиане вполне свободно живут в мусульманской Анкаре и отправляют свой культ. Приводит он в своих воспоминаних и легенду, касающуюся местной церкви.
В 1554 году Анкару посетил австриец Дерншвам. Дерншвам подробно описал этот город. По словам Дерншвама Анкара была весьма развитым в экономическом отношении населенным пунктом.
В 1701 в Анкаре побывал француз Турнефор, оставивший в память о своей поездке гравюры с видами этого города. Турнефор пишет о знаменитых анкарских грушах и об имеющихся в городе памятниках истории. По мнению Турнефора, Анкара – один из наиболее благоустроенных городов турецкого государства.
В 1835 году Анкару посетил другой французский путешественник – Тексье. В своих очерках он уделил особое внимание экономике Анкары, зиждющейся на производстве ангорской шерсти, предприятии весьма прибыльном. Посетил Тексье и французских солдат, попавших в плен османам во время египетской войны и томившихся в анкарской крепости. Текскье пишет и о многочисленных памятниках римского периода, виденных им в Анкаре.
Древней историей обладает и другой центральноанатолийский город, Конья. Наиболее известное историческое название этого города – Икониум. Будучи весьма развитым городом при римлянах и византийцах, Конья сохранила свое значение и при турках. Более того, Конья была столицей Анатолийского Сельчукского государства. Именно здесь жил и работал знаменитый мыслитель средневековья мистик Мевлана Джелаледдин Руми. Турки не смущаясь использовали памятники римского времени для украшения города. Так, турки разместили на крепостных стенах и башнях римские статуи и бюсты.
Шицбергер писал о потрясающе интересной истории Коньи, приводя в своих очерках различные истории, связанные с историей этого города.
В 1832 году в Конье побывал Тексье, которого привлекли римские статуи, установленные на крепостные стены. Тексье с похвалой пишет о веротерпимости турок и восторженно описывает расположенный на холме дворец иконийских князей. Лорд Гамильтон несколько раз посещал Конью. В записях, оставленных после посещения 1837 года Гамильтон расхваливает город на все лады. Гамильтон называет Конью раем посреди пустыни. Вот что пишет знаменитый английский путешественник:
“ По приближении к Конье мы увидели сады и минареты. Это был словно мираж посреди пустыни. Сады выглядели словно зеленые острова. На въезде в город находится кладбище с красивыми надгробными памятниками. Вокруг – смешение архитектурных памятников различных эпох. Подождав некоторое время гида, мы пошли осматривать крепостные стены. Крепостные стены возведены в восточном стиле. В город мы въехали через врата Геракла. На башне, возвышающейся над этими вратами, установлена античная статуя без головы… “.
Еще один важный центральноанатолийский город – Кайсери, называвшийся в прошлом Мазакой, Эусебией, Кесарией. Судя по находкам, обнаруженным в расположенном близ города кургане Кюльтепе, история города уходит своими корнями в глубокое прошлое. Значение города не было утрачено при турках. Кайсери превратился в весьма развитый торгово – промышленный центр.
Описание города Кайсери оставил побывавший здесь в 1834 году Тексье, отводящий в своих очерках немалое место истории города. В 1837 году Кайсери посетил лорд Гамильтон. Последний даже совершил восхождение на гору Эрджиес – символ Кайсери.