Воспоминания польского путешественника Эдуарда Рациньского
Мы продолжаем рассказ о путешественниках, в разное время посещавших Турцию, всегда бывшую местом притяжения любителей искусства, памятников старины, а также любителей приключений и просто путешественников.
Сегодняшняя тема – воспоминания одного польского путешественника, побывавшего в Турции в 19 веке. Речь пойдет о графе Эдуарде Рациньском, получившем известность благодаря исследованиям античности. И в Турцию он прибыл именно за этим. Дневник свой Рациньский стал вести уже с момента выезда из Варшавы. Тут же скажем, что по возвращении из путешествия Рациньский опубликовал свои путевые очерки.
В группе, членом которой был Рациньский, находился и его близкий друг, художник Фурман. Последний ставил целью отображение на холсте и бумаге памятников античности и природных красот.
Первой точкой путешествия Рациньского стал Стамбул, с памятниками истории и культуры которого граф основательно познакомился. Вместе с тем он обращал внимание и на жизнь турецкого общества. Граф побывал в старинных и новых домах, познакомился со многими людьми. Во время посещения поляками дворца Топкапы Фурман написал картину этого памятника османского зодчества.
Вслед за этим Рациньский отплыл в сторону Трои, посещению которой посвятил особую главу своих записей. Ниже мы приведем некоторые цитаты из очерков польского путешественника.
Путь Рациньского из Польши в Стамбул пролегал через Украину. В Одессе он сел на корабль. Вот что пишет Рациньский о моменте приближения к Стамбулу:
«Мы проплывали по Босфору среди кораблей различных стран. В этот момент один грек, находившийся на нашем корабле, стал рассказывать о том, что мы видели на берегах пролива; о вековых чинарах, о построенном османскими султанами акведуке, о пристанях. Информация, предоставленная этим греком, позволила мне уяснить ситуацию. Стамбул великолепен как в природном, так и в архитектурном отношении».
Прибыв в Турцию, писатель немедленно стал интересоваться страной. Первые заметки о Стамбуле были связаны с общим видом города. Вот что пишет Рациньский:
«Город кажется темным. Причина этого в том, что в основном верхние этажи турецких домов больше нижних и нависают над ними. Улицы же весьма узки. Проехать по этим улицам в карете или повозке практически невозможно. Да у турок и нет такой традиции. Знать, и даже султан любят ездить на коне. В каретах перемещаются лишь богатые женщины».
Повествует Рациньский в своих записях и о двух архитектурных шедеврах – мечетях Аясофья и Султанахмет:
«Возводя мечети, османские архитекторы брали за образец знаменитую Аясофью. То же самое проделал и архитектор, возводивший мечеть Султанахмет. Но купол Аясофьи немного ниже. Здание это вызывает восхищение у подлинных ценителей искусства. При этом забываются памятники древнегреческой и римской архитектуры. В этом сооружении есть и величие и гармония вместе взятые».
Описывает Рациньский и знаменитые турецкие базары:
«В Стамбуле имеется много базаров. Главное место среди них занимает бедестен. Крытый рынок этот напоминает небольшой город. Я насчитал здесь 45 улиц. Продавцы располагаются на определенных улицах, в зависимости от товара, которым они торгуют. Так что здесь улицы кожевников, ювелиров, оружейников. Товары выставлены наружу и радуют глаз путешественников. Вкусы турок отличаются от наших вкусов. Поэтому все привлекает наше внимание. В бедестене так много товаров, что, не выходя отсюда, можно составить представление о товарах целого региона».
Скажем, что побывал Рациньский в Турции в начале прошлого века. Сведения, предоставляемые этим польским графом, представляют собой большое значение для исследователей той поры.
Писатель пишет и о том, что торговцы не закрывают своих магазинов, так как случаи воровства в Турции той поры были крайне редки:
«Продавец, отходящий по делам, накрывает свои товары легкой тканью. При этом он действует так, словно твердо уверен в том, что его товары не будут украдены. Собственно, в Турции случаи воровства бывают чрезвычайно редко».
После бедестена граф Рациньский направился во дворец Топкапы. Ему весьма понравилась морская панорама, которую он увидел с холма, на котором возвышается этот дворец. Рациньский провел в Топкапы длительное время. Дворец произвел на него огромное впечатление.
По окончании экскурсии Рациньский спросил сторожа о том, может ли его друг написать картину дворца. Но сторож разгневался на поляков и закричал, что они не имеют права нарушать традиций, запрещающих рисовать живое. Тем не менее, Фурман, воспользовавшись многолюдьем, все же сделал некоторые зарисовки.