Воспоминания немецкого путешественника Ганса Дерншвама
Сегодня мы поговорим о воспоминаниях немецкого путешественника Ганса Дерншвама, побывавшего в Османской империи в середине 16 века.
16 век стал периодом, когда люди стали путешествовать не только в поисках приключений, но и заботясь о материях исключительно земных.
В те времена одним из центров притяжения интереса европейцев была наша страна. Многие побывавшие в османском государстве путешественники оставили в память о своих путешествиях книги воспоминаний.
Одним из таких путешественников был Ганс Дерншвам. Он побывал в Османской империи в период ее расцвета, пика ее могущества.
Дерншвам поступил на обучение в университет в возрасте 13 лет. Это была в высшей степени любознательная и умная личность. Благодаря обширным знаниям, полученным им, а также владению многими языками, Дерншвам стал главой крупной торговой фирмы. В 1553 году он пожелал войти в состав посольской делегации, направлявшейся в наш страну. За время путешествия Дерншвам сумел побывать во многих районах Османской империи – от Стамбула до Центральной Анатолии. О своих впечатлениях Дерншвам пишет в книге, опубликованной им по возвращении из нашей страны. Дерншвама отличало от многих других европейских путешественников то, что он со своими спутниками выезжал далеко за пределы Стамбула. Это позволило ему в своих путевых очерках проводить общественный анализ виденного, не ограничиваясь описанием мест, где он бывал. Делегация, в которой был Дерншвам, имела целью достичь Амасьи, где в военном лагере находился султан. И Дерншвам стал первым европейским путешественником, побывавшим в Амасье.
Члены делегации должны были подписать договор от имени венгерского короля. Это были времена, когда османские войска продвигались все дальше вглубь Центральной Европы. Так что посланцы венгерского короля были вынуждены пойти на поклон к султану в далекую Амасью.
До отъезда в Амасью делегация пожила несколько дней в Стамбуле, пышном центре могущественной империи. Собственно, именно Стамбул в первую очередь желал увидеть Дерншвам. Увидел Дерншвам и Чемберлиташ ( египетскую стеллу ), оставшуюся с византийских времен. Вот что пишет об этом Дерншвам:
« Колонна эта была воздвигнута византийским императором. Возвышается колонна на четырехугольном постаменте, сделанном из белого мрамора. Снизу вверх изображены украшенные цветами короны, которые мы видели на римских монетах. Это – триумфальные венки, надевавшиеся римскими императорами. Местные священники рассказывают, что именно под этой колонной Иисус раздавал хлеб страждущим ».
Погуляв по Стамбулу побольше, Дерншвам обнаружил, что город этот чрезвычайно богат памятниками античности. Памятник, похожий на вышеописанный, он видел в районе Атпазары ( Лошадиного рынка ). Вот что пишет в этой связи немецкий путешественник:
« На площади, которую мы увидели, возвышается весьма изящный и прекрасный памятник римского периода. Выполненный в форме округлой колонны, этот памятник разрисован многочисленными батальными сценами. Одна сцена изображает императора и его многочисленных придворных, одетых в римские тоги ».
Рядом с Чемберлиташем находится мечеть Атик Али Паши. Мечеть эта привлекла внимание героя сегодняшнего выпуска нашей статьи. Несмотря на то, что здание это небольшое по размерам, в архитектурном отношении оно представляет собой подлинный шедевр. Вот что пишет по этому поводу Дерншвам:
« Рядом с колонной находится небольшая, но весьма изящная мечеть, построенная Али Пашой. Другой столь прекрасной мечети увидеть нам не удалось. И изнутри эта мечеть отделана в высшей степени великолепно. Посреди мечети имеется высокий купол, обильно украшенный различными узорами. Повсюду горят свечи, однако мечеть содержится в безупречной чистоте. Нигде на полу вы не заметите ни единой капли воска. Между канделябрами установлены большие металлические шары, напоминающие страусиные яйца ».
Помимо мечетей, особняков, бань, наиболее примечательными образцами османской архитектуры были каравансараи, выполнявшие в средние века роль гостиниц. Вот что пишет в этой связи Дерншвам:
« Караваны, как известно, явление на Востоке весьма распространенное. Слово же « сарай » означает « дворец ». Соединение двух этих слов и дает нам возможность понять, что же такое каравансарай. В каравансараях привечают всех путешественников, вне зависимости от их вероисповедания и национальной принадлежности. При этом с постояльцев берут символическую плату, которая передается в благотворительные заведения, существующие при мечетях ».