Целебные воды Турции
Название нашей новой статьи говорит само за себя.
Так что на протяжении цикла статьей мы будем рассказывать вам об имеющихся в нашей стране минеральных, бальнеологических, геотермальных источниках и курортах.
Вы убедитесь в том, насколько Турция богата минеральными целебными водами и в том, что страну нашу можно по праву называть страной целебных минеральных источников.
Как известно, минеральные воды во всех своих разновидностях издревле представляют собой один из наиболее важных видов лечения от всевозможных заболеваний. Значение сие признавалось и древней медициной, признается и медициной современной. Более того, отрасль эта получает все большее развитие и признание.
Целебное значение минеральных вод настолько очевидно, что уже никто не ведет по этому поводу дискуссий.
Многие из нас даже в повседневной жизни, даже не испытывая конкретных недомоганий, постоянно прибегают к оздоровительному воздействию минеральных вод.
Минеральные воды в качестве целебного средства вошли в жизнь людей в значительной мере случайно, в ходе накопления человечеством позитивного опыта. Естественно, что точной даты вхождения минеральных вод в реестр целебных средств никто дать не может. На этот счет у историков имеются разноречивые мнения. В целом полагают, что интерес к таким водам, даже по специфическому запаху своему отличающимся от обычных водных источников, проявился задолго до двухтысячных годов до нашей эры.
По всей видимости, фактор использования минеральных вод в жизни людей стал проявлять тогда, когда у человечества стали формироваться такие основополагающие понятия, как разум и логика. Вера в то, что минеральные целебные воды – дар, ниспосланный свыше, подвиг людей на возведение в местах наличия минеральных вод храмов. В качестве примера можно указать на Ганг, который, равно как и священное омывание в его водах, считались у древних индийцев понятиями сакрального свойства.
Мистическое целебное свойство минеральных вод стало причиной создания мифов, эпосов, легенд, сказок. Тайна эта была сопоставима для наших предков с тайной мироздания. Естественно, что укоренению веры в сакральность минеральных вод способствовало самое настоящее целебное свойство этих вод, на самом деле лечивших всевозможные заболевания.
Многие античные авторы пишут об активном использовании древними греками минеральных источников путем купания в них и потребления в качестве своеобразного питьевого эликсира. Правда, вместе с тем следует признать, что у ряда античных мыслителей, к примеру, Платона, Аскелопиада, Цельса и некоторых других, упоминаний на эту тему мы не встречаем.
Однако на эту тему пишет Гиппократ, считающийся прародителем медицины: « Из скал, в особенности в местах наличия залежей железной руды, меди, серебра, золота, серы бьют источники, вода которых не может считаться хорошей и приемлемой. Быть может даже, эти воды вредят пищеварению ». Геродот же писал о наличии близ Афин, у Фермопильского перевала, геотермальных вод.
Считается, что расцвет интереса к минеральным водам произошел в римские времена. Римляне прикладывали неимоверные усилия для развития таких мест. В имперские времена принятие бальнеологических ванн считалось у римлян неотъемлемым элементом жизни знати, а затем и всех граждан, в том числе и плебеев. Именно поэтому римляне в больших количествах строили бани, коим придавалось огромное общественное значение.
Бани со временем у римлян превратились в заведения, в которых люди проводили не только досуг, но и переговоры, в том числе и общественно – политического характера. Бани у римлян были многофункциональными объектами, с различными помещениями, в том числе даже с помещениями для игр. Сакральное значение бань проявлялось, в частности, в том, что место, откуда вода попадала в бассейн, считалось своего рода святилищем, алтарем. Археологи определили, что на этом месте в римские времена приносилось много жертв. Вокруг этого своеобразного алтаря было обнаружено немало монет.
Вот что пишет Плиний в своей « Истории природы »: « Долгое пребывание в горячих банях вредно. Выйдя из теплого отделения, надо непременно прополоснуться холодной водой, а затем умастить тело маслом ». В другом разделе этой же книги Плиний пишет о пользительности грязевых ванн.
Помимо этого, римляне использовали бани и для лечения ран солдат, пришедших из похода. Однако римские бани стали уничтожаться с 5 и 6 веков.
Вот что пишет Мишле о состоянии христианского мира: « Целый год люди не купались. Пребывание в грязи и вони считалось в Средние века достоинством. В этот период практически вся Европа чесалась от грязи ».
Многие историки пишут о том, что духовный лидер крестоносцев Мартин, одетый в рваную хламиду и держа факел в руке призывал христиан рушить бани и минеральные источники. Лишь спустя 8 столетий люди стали как бы заново открывать для себя значение минеральных целебных вод. Однако христианская церковь, завладевшая минеральными источниками, не допускала к ним простолюдинов, в силу чего лечение на водах стало прерогативой знати и церковной верхушки.
Культ минеральных вод существовал и у кельтов. На этот счет имеется масса восторженных летописных упоминаний, в том числе и у кельтского деятеля Антония, сына известного врача Валентина. При этом кельты считали минеральные источники храмом богини Дивоны.
Не случайно во Франции, где долгие столетия царила кельтская ( галльская ) духовно – культурная аура, до 16 столетия лечились на минеральных водах. Однако в 16 веке христианская церковь и здесь сделала свое дело.