Обычай выдачи замуж вдовы за близкого родственника покойного супруга
Знаменитый итальянский тюрколог и востоковод Росси отмечает, что и в мусульманский период у тюрок царила моногамия, и женщине отводилось важное место как в семье, так и в обществе.
Однако вместе с тем закон, упоминаемый и в турецком эпосе «Деде Коркут», позволял иметь и жён, помимо главной. При этом главный закон был не действителен вне тюркского общества. Победив врага, тюрки могли брать в жёны его дочерей. Если же жена победителя была когда-то украдена побеждённым, то она вполне могла возвратиться в мужний дом на прежних правах.
Адюльтер считался у тюрок вторым по величине, после измены правителю, преступлением, каравшимся смертной казнью. Однако в этом отношении под этот закон в равной мере подпадали и женщины и мужчины, что отличало тюркский закон от чисто мусульманских или христианских аналогов.
Как пишет Марко Поло, у древних тюрок в доисламский период существовал и символический обычай женить умерших, но не успевших жениться и выйти замуж на этом свете.
Правда, в том, что касается равноправия, женщины были обделены им в немаловажном вопросе, касавшемся положения супруги после смерти мужа. Хотя, конечно, обычай убивать жён после смерти мужа продержался недолго, да и то, лишь у некоторых тюркских народов – табгачей, хазаров. Впоследствии, умершим мужьям в провожатые в лучший мир стали давать уже разную скотину, утварь, а не живых женщин. Хотя и тут до определённого времени у тюрок-немусульман сжигали неофициальных, так сказать, неглавных жён.
Однако подобные традиции оказались не живучими. Гораздо более жизнестойким оказался обычай выдачи замуж вдовы за близкого родственника покойного супруга, в основном за его брата. В исследованиях, посвящённых положению женщин в древнетюркском обществе, отмечается и то, что они (женщины), могли сами устраивать застолья с распитием алкогольных напитков.
Что касается последних, то у кочевых тюрок с этим делом было всё в порядке. Однако и потребление зелёного змия было облачено у доисламских тюрок в своеобразную символическую форму. Кубок для вина считался символом правителя. Более того, даже на самых примитивных посмертных изображениях властителей они изображались с кубком в правой руке.
Путешественник Ибн Фадлан пишет, что у древних тюрок даже имели место церемонии захоронения усопших с кубками, наполненными спиртными напитками. Собственно, на картинах, изображающих древнетюркских каганов, видно, что они распивают горячительные напитки вместе с гостями, как это имеет место на миниатюре, где тюркский каган Тонг Шену принимает китайских послов. А вот воспоминание, касающееся события, произошедшего семь веков спустя после смерти Тонг Шену. Кастильский посол Клавио принял участие в официальном приёме, данном сыном Тимура Миран шахом и его главной женой Хан Заде. Клавио пишет, что во дворце правоверного мусульманина, коим являлся Миран шах, вино лилось рекой. В те времена, когда после принятия ислама прошло, не так уж много времени, спиртные напитки ещё могли распиваться столь открыто, хотя и с символичным намёком на то, что при этом попирается шариат. Намёк же заключался в том, что вино пили в коленопреклонённом состоянии. Так что распитие вина у недавних кочевников было явным атавизмом язычества.
А вот как всё тот же Клавио описывает приём у Хан Заде: «Приём у Хан Заде был великолепным. Послы преклонили перед ней колени. Она им показала место напротив себя с тем, чтобы они там уселись. Возле неё были прислужницы. В уголочке играли музыканты. Один солидный мужчина и двое парней из рода Тимура раздавали маленькие золотые бокальчики с вином. Когда прислуживавшие подходили к Хан Заде и прочим женщинам, то преклоняли колени».
В 1334 году Ибн Батута принял участие в схожей церемонии, состоявшейся в местечке на берегах одного из притоков Камы. Вот, что пишет этот путешественник: «Когда султан хотел пить, его дочь поднимала бокал, преклоняла колени перед отцом, после чего преподносила отцу этот самый бокал. Затем она давала бокал и хатун (главной жене). После этого и наследный принц в коленопреклонённом состоянии преподносил вино отцу, хатун и сестре. И схожим образом и другие присутствовавшие в иерархическом порядке подавали друг другу бокалы с вином». Как видно из этого воспоминания Ибн Батуты, у древних тюрок женщины в своем положении мало чем отличались от мужчин.