Турецкая мода, под влиянием которой оставалась Европа в течение веков

Начиная с 15-го века в Европе стали проявлять всё больший интерес к турецкой музыке, текстилю, коврам и образу жизни. В те времена опера, театр и балет считались наиболее важными средствами массовой информации. Благодаря произведениям, посвященным туркам, публика, каждый вечер заполняющая театры, могла воочию увидеть на сцене турецкую одежду, поведение турок, жизнь простых людей, а также жизнь и интриги дворца. В пример можно привести знаменитые оперы Моцарта «Похищение из сераля» и «Заида», действие которой происходит во дворце Топкапы; балет Моцарта, главным героем которого является султан Сулейман Великолепный и действие которого также происходит во дворце Топкапы, а также четыре оперы Россини.

Прекрасной возможностью для ознакомления жителей европейских столиц с турецкой одеждой и музыкой были прибытие в город нового турецкого посла или его прием в царском дворце в сопровождении великолепного военного марша османской империи Мехтер. Эта незабываемая процессия надолго осталась в памяти людей. Султан Ахмед III назначил Йирмисекиз Мехмета Челеби послом во Франции. Процессия Мехмеда Челеби, назначенного послом в Париже его сына Саида в последующем стали темой картин многих художников. Король Людовик XV, которому в момент приема Мехмеда Челеби было десять лет, подготовил медальон для посла. Двадцать лет спустя, король, принявший сына Йирмисекиз Мехмета Челеби — Саида Эфенди, и ему вручил медальон. Оба эти медальона выставлены сегодня во дворце Топкапы. В этот период художник Авед Жак-Андре написал портрет Саида Эфенди, который в настоящее время экспонируется в Версальском дворце. Османские послы ознакомили Европу не только с Османской одеждой и маршем Мехтер, но и с другими сторонами Османской культуры. Эвлия Челеби, известный секретарь Кара Мехмеда Паши, назначенного в 1664 году послом в Вене, в седьмом томе «Книги путешествий» пишет, что для людей в Вене давались концерты, в посольственной делегации, состоящей из сотен людей, были и артисты, мастера искусства, обладающие различными способностями, и борцы – пехливаны, которые также устраивали представления.

Ибрагим Паша, направленный в Вену после подписания в 1699 году Карловицкого мира для возобновления дружеских связей, организовывал для жителей Вены различные представления и концерты. В одной из гравюр того времени показаны турецкие представления для населения Леопольдстдата, находящегося к востоку от Вены, где находилось посольство Турции. В одной из двух палаток, установленных друг напротив друга, изображен посол Ибрагим Паша и его окружение, в другой же – группа исполнителей марша Мехтер. В центральной части площади установлены качели и карусели, какие можно увидеть в парках. Помимо этого, изображены танцоры, те, кто играет в Матру, борцы и фетховальщики, орудующие двумя мечами одновременно.

Прибытие турецких послов в европейские столицы были темой и некоторых театральных постановок. Когда в Париж в качестве посла приехал Саид Эфенди, известный автор комедий Сен-Фуа написал музыкальную комедию «Турецкие вдовы». Другой пример — великий французский драматург Мольер. В 1669 году Сулейман Ага, прибывший в Париж в качестве посла, своим поступком унизил министра иностранных дел Франции и короля Людовика XIV. Данный инцидент нашел отражение в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». В 1758 году известный хореограф Франц Хилвердинг, находящийся в Вене, написал балет для турецкого посла Ахмеда Ресми Эфенди, отправившегося в Вену для того, чтобы оповестить о вступлении на престол Мустафы III. Художник B. Беллотто в своей гравюре изобразил наиболее важную сцену из балета, показ которого состоялся вечером 20 апреля, лоджии, расположенные близко к сцене, и оркестровую яму.

Европа проявляла интерес к османскому текстилю, особенно шелку, не только как к произведениям искусства, но и как к продуктам особой технологии. К примеру, известно, что во времена королевы Елизаветы I (конец 16 века), с началом установления дипломатических отношений между Турцией и Великобританией, в Турцию отправлялись текстильные шпионы. Этим шпионам в письменном виде были даны инструкции по тому, что именно они должны выяснить и какие образцы должны привезти. Эти документы, датированные 1582 годом, были опубликованы.


Англичан больше всего интересовало то, какие краски использовались в турецкой текстильной промышленности и их целью было заполучить их образцы. В одном из документов требовалось выяснить, какие листья деревьев, семена, кожура, почвы, минералы и кости использовались для получения синего цвета.
В одном более объёмном документе говорится о том, что турецкие изделия из шерсти очень мягкие и прочные, устойчивые к моли и меньше изнашиваются со временем.
Не только текстиль, но и турецкие ковры стали модными в Европе. Турецкие ковры широко использовали в храмах, дворцах и домах. Голландские и итальянские художники изображали эти ковры, в особенности, в церквях. В связи с тем, что в наши дни почти не осталось дизайнов ковров того времени, искусствоведы, изучив детали этих картин, получили представление о старых турецких коврах.

Добавил: Дата: Апр 17 2012. Рубрика: Анатолийская палитра. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google