Тараклы – один из волшебных караван-сараев Великого Шелкового пути
Отправимся в Тараклы – один из волшебных караван-сараев Великого Шелкового пути, история которого начинается с древнего периода… Тараклы вошел в историю с названиями Даблиес, Дорис, Даблис и Даблиа. В византийский период он был известен как небольшой город-крепость, связанный с Текфурлуком Бурсы. Наконец, в 1331-1332 годы он был завоеван османским Орханом Гази. Город, который теперь стал называться Тараклы Йеничеси или Таракчи Йеничеси, несмотря на то, что был разграблен и разрушен во время вторжения Тимура, в период правления султана Мехмеда Челеби вновь восстановился и продолжил свое существование в качестве османской земли на территории Анатолии.
Здесь давайте предоставим слово известному турецкому путешественнику Эвлия Челеби и посмотрим, что он пишет о Тараклы в своей Книге путешествий:
«Тараклы — красивый поселок, утопает в садах и виноградниках, имеет проточную воду, около пятисот благоустроенных домов из дерева и камня, соборную мечеть, пять караван-сараев, шесть школ, двести лавок. Все жители занимаются изготовлением ложек и расчесок, а потому город называют Тараклы (Тарак означает «расческа»). В окрестных горах растет чистый самшит, и население обрабатывает его и везет в арабские страны и страну Аджем. Климат приятный, а все горы покрыты лесами — угодьями для охоты».
Сегодняшнее население Тараклы, в котором в начале 19 века проживали примерно 5 тысяч мусульман, 4 тысяч армян и несколько сотен греков, в центре сократилось до пяти тысяч. Тараклы, с кафе, превращенными в розовые сады, с узенькими улочками, маленькими площадями и фонтанами, с двухэтажными домами с балконами и софами, внутренними окнами с цветными стеклами и картинами на стенах, является редким анатолийским городком, все ещё хранящим благородство и пытающимся противостоять силе времени. Направляясь в уезд, находящийся в 60 километрах от Адапазары и 135 километрах от Стамбула, можно заехать в источники с лечебными грязями в районе Хаджи Якуплар.
Две бани с арками и бассейнами носят название Гелин Ютан и Гыджик Хамамы. Эти две бани, которые сейчас в разрушенном состоянии, были, по всей видимости, постоялыми дворами для караванов шелкового пути, занимающихся перевозкой товаров между Багдадом и Бурсой, и, по словам местных жителей, использовались до конца прошлого века.
Горячий источник, находящийся в километре от этих старых бань, используется местными жителями и гостями, наслышанными об исцеляющих свойствах здешней воды. Летом сюда приезжает много людей, желающиих излечиться при помощи горячей воды, температура которой достигает 49-50 градусов, от ревматизма, остеохондроза, женских, кожных заболеваний и некоторых внутренних болезней.
Постоялый двор Хаджи Атифа, особняк Чакырлар, Двор Думанлы Хафиз, особняк Хаджи Хашимов представляют собой наиболее типичные примеры особняков Тараклы. Фасады некоторых кирпичных домов Тараклы, фундаменты которых сделаны из камня, а каркасы из дерева, также изготовлены из дерева. Стены чаще всего окрашены в белый, синий, и желтый цвета. Дома Тараклы, возраст некоторых из которых достиг 300 лет, взяты под защиту. Культурная жизнь Тараклы, являющегося заповедной зоной, все еще хранит тесные связи с прошлым. Здешние хозяйки все так же готовят кешкек, угут, сироп пекмез и халву из пены, являющиеся главными угощениями на праздничных столах. Только здесь выращивают британские яблоки. Сливы Гейнюк, хотя их название и получено от названия места Гейнюк, растут не в Гейнюке, а только в Тараклы. Эти лакомства в былые времена были неотъемлемыми спутниками бесед у камина жителей Тараклы…
Мы уже говорили о том, что Тараклы получил свое название от слова «тарак», что означает «расческа», так здесь было распространено изготовление расчесок. Хотя производство расчесок здесь практически остановлено, ложки Тараклы по-прежнему весьма популярны. А знамениты эти ложки тем, что в них помещается ровно столько пищи, сколько человек, не подавившись, может проглотить за один раз. До сих пор во многих местах используют именно эти ложки, а на свадьбах отплясывают под звуки игры на ложках. Помимо этого, в Тараклы издавна изготавливают седла. Однако это ремесло в последнее время стало предаваться забвению.
В качестве одних из основных продолжающихся традиций можно назвать «Благотворительные общины» и «угощения пловом». Села, организовывающее эти мероприятия, готовят в огромных котлах плов из пшеницы для жителей своего села и гостей из других сел. В Тараклы все ещё существует и традиция плато. После праздника весны Хидреллез многие сельчане выходят на плато. Эти плато с уникальными пастбищами для крупного и мелкого рогатого скота вмиг оживляются.
Плато Карагёль является самым крупным из них. С началом лета в Тараклы начинается сезон свадеб. На свадебные торжества приглашают всех родных и знакомых. В такие ночи веселью не бывает конца. Эти свадьбы могут длиться две, а то и три ночи.
Мужчины вместе с хозяином свадьбы отплясывают под звуки музыки, сопровождаемой игрой на деревянных ложках. Жизнь в селах Тараклы протекает сама по себе, вдали от столкновений прошлого с будущим. Тем не менее, в центре эта атмосфера переходит в более печальную. Прогуливаясь в тени вековых особняков, возникает чувство, сходное с тем, что испытываешь, глядя на глубокие морщины одинокого, но гордого пожилого человека. Эти глубокие морщины носят следы караванов Шелкового Пути, Византии, Османской империи, Республики Турция , а также следы разных культур.