Стамбульский археологический музей
Познакомим вас со Стамбульским археологическим музеем — одним из крупнейших в мире музеев, где выставлено более миллиона произведений, принадлежащих различным культурам. В коллекции музея имеются работы, принадлежащие цивилизациям, существовавшим на территории от Балкан до Африки, Анатолии и Месопотамии, Аравийского полуострова, Афганистана и Османской империи.
Это было в конце 4 века до нашей эры. Мастерская в городе Сидон Финикийского района. Скульптор день и ночь работает вместе со своими подмастерьями для того, чтобы успеть выполнить заказ. На этот раз ему поручено создать царский саркофаг. Причем он должен отразить на этом саркофаге такие наиболее важные исторические события, определившие судьбу царя, как знаменитая битва при Иссе Великого Искандера с персами в 333 году, охота на льва и война в Газе, во время которой он и был убит. Этот финикиец, родом из царской семьи, не принимал участия в битве при Иссе, однако это событие привело к тому, что он стал царем Сидона.
Он принял сторону Искандера и был вознагражден за это. Скульптор мастерски вытесал сцены битв и охоты, не забывая при этом и Искандера. Его он изобразил с львиной головой полубога Геракла. Динамика, воплощенная в фигуры, разрушают холод мрамора, позволяя, глядя на эти скульптуры, остаться один на один с реальностью битв и охоты. Однако саркофаг должен также защищать его владельца и подготовить его к возрождению. Для этого, на крыше саркофага размещают мотивы Грифонов, изображаемых с туловищем льва и головой орла, львов, готовых к нападению, орлов, возносящих дух к небу и богини природы Атаргатис. Виноградные листья и Атаргатис символизируют смерть и воскресение природы. Скульптор, после завершения своей работы окрашивает все её мотивы и на свет появляется великолепное произведение.
Мы не знаем, что бы подумал неизвестный скульптор, автор саркофага, сделанного для короля Абдолонимоса и ставшего спустя столетия одним из самых известных археологических находок, узнав, что он будет выставлен в качестве самого ценного экспоната Стамбульского археологического музея, однако нетрудно представить, какое счастье испытал Осман Хамди Бей, обнаруживший его в 1887 году. Эта уникальная работа, которую в литературе называют «саркофагом Александра» является как бы наградой Осману Хамди за его усилия, направленные на то, чтобы превратить Кафельный павильон музе-и Хумаюн (императорский музей) в настоящий музей науки и культуры. Раскопки Королевского Некрополя в Сидоне, находящиеся в настоящий момент на сирийской территории, позволят Осману Хамди обнаружить не только «саркофаг Александра», но и ещё около 20 саркофагов, среди которых саркофаг Плачущей Женщины, лицианский саркофаг и Сатрап, благодаря которым музей получит мировую известность.
Осман Хамди Бей, который в то же время был и художником, предложил построить новый музей. Первая часть нового здания музея, план которого был начерчен архитектором Александром Валлаури по образцу саркофага «Плачущей женщины» западного нео-классического дизайна, откроется в 1891 году. Третья часть здания была завершена в 1908 году. Осман Хамди не колеблясь, пожертвовал на строительство этого здания свою годовую зарплату. Новым положением, включенным в закон о реликвиях в 1884 году, был введен запрет на вывоз археологических памятников за рубеж. Осман Хамди Бей создал один из богатейших археологических музеев в мире. С 1991 года саркофаги археологического музея и произведения зала античных скульптур по-новому выставлены в этом комплекс сложного характера из Археологического музея (главного корпуса), плиточного музея-павильона, музея древних восточных работ, Архив планшетов, кабинетов с чеканками, библиотек, лабораторий и других пристроек. Саркофаги из Сидона, представляющие собой одну из наиболее ценных коллекций музея, выставлены в своем первоначальном виде, но в более современной атмосфере.
Довольно интересен и специальный раздел музея, посвященный античным скульптурам. Мраморная голова с типичной «Архаической улыбкой», принадлежащая 6 веку до н.э. и представляющая ранний античный период, символизирует ионийское искусство, зародившееся в Западной Анатолии. Нетрудно заметить традиционный консерватизм и жесткость в скульптурах Востока, особенно Египта. Зал, принадлежащий архаическому периоду, отражает одно важное изменение. C 546 года до н.э. в Анатолии, попавшей под власть персов, начнет появляеться греко-персидская культура, представляющая собой смесь восточной и западной культур. Анатолийский богиня Кибела (Эскишехир), являющаяся лучшим образцом этой смеси, изображена в восточном стиле. Другими популярным произведениями на греко-персидской выставке являются рельефные стелы на берегу озера Маньяс. На прощальных сценах, имеющихся между стелами древних гробниц, отчетливо видно чувство грусти, характерное для народного искусства.
В классическую эпоху появляется характерное стремление передать в мраморе всё живое. Пергамская школа — одна из ведущих художественных школ эллинистического периода, благодаря своим динамичным и живым произведениям дала название новой эпохе. Античное искусство, позволяющее отобразить в лицах чувства радости, боли, или озабоченности, достигло своего пика. Голова Великого Искандера, представляющая Пергамскую школу, является одной из уникальных работ, выставленных в Стамбульском археологическом музее. Подвешенная на дереве скульптура Марсия с выражением нестихающей боли, словно пришла к нам из мифологии. Марсий, наказанный за то, что играл на флейте лучше чем Аполлон, изображен подвешанным на дереве. Очень известная статуя находится и в зале, где выставлены группы Мендерес Маниса и Айдын. В позе статуи Эфеба (молодого атлета), чувствуется расслабленное состояние после тренировки и сладкая усталость. Бюсты римских императоров, бюст пьяного мудреца Силеноса и монумент Тиче отражают славу Римской империи.