Разноцветные фартуки занимают важное место в одежде анатолийских женщин

Разноцветные фартуки, украшаются характерными для этой земли вышивками. Фартуки надевают поверх основной одежды для предотвращения её загрязнения. Они либо завязываются в талии, либо их верхнюю часть надевают на шею и опять же завязывают в талии. Однако помимо защиты одежды от загрязнения, они выполняют и функции дополнительного украшения к одежде. Большинство форм традиционных костюмов включат тканые вручную цветные фартуки.
Фартуки, используемые анатолийскими женщинами, позволяют раскрыть их жизненную философию. Они словно исторические документы…

Фартуки являются одним из обязательных видов одежды, без которых не могли обойтись трудолюбивые женщины Анатолии. Это кусок ткани, который завязывали на талию женщины, работающие в сельском хозяйстве, животноводстве и занимающиеся другими видами работ. Связанные из шерсти и имеющие различные цвета, эти фартуки содержат своего рода философию жизни… Как и Артемида — богиня плодородия в Ефесе, длина передника которого доходила до лодыжек, крестьянки сами ткали, вязали и вышивали… Узоры и различные украшения на них были отражением их ожиданий, потребностей и убеждений. Каких только узоров нет на этих фартуках и каждый является символом чего-либо. Стилизованное солнце, полумесяц, звезды, глазки, древо жизни, змеи, бараньи рога, различные треугольные формы, женская и мужская символика, цветочные виды растений и цветов, цифры …

Фартуки, которые в различных регионах Анатолии называли «фута», «онджек», «онлуджек», «пешттамал», «гёкбези», «пешкир» и «онгергиси», свидетельствовали о желании женщины здоровья, долгих лет жизни, плодородия, продуктивности и избавления от всех зол. Так вот фартуки, вмещающие в себе все эти хорошие пожелания, использовались женщинами, непрерывно работающими в садах, огородах, домах, горах, полях и равнинах. Каждая девушка готовила себе в приданое 10-15 фартуков, которые раздавали в качестве свадебных приглашений пожилым женщинам, которые уже не в состоянии были сами ткать и вышивать для себя передники. А это свидетельствует о том, что у фартуков была не только функциональная роль, они занимали важное место и в общественной жизни.
В фартуках, длина которых доходила до лодыжки, женщины собирали лекарственные травы, цветы и растения, которые они собирали в садах, полях, лесах и горах. Черноморские женщины собирали в свои фартуки чайные листья, лесные орехи, лекарственные травы и овощи. Поэтому каждая женщина, просыпаясь утром, прихорашивалась и надевала передник, готовя себя таким образом к предстоящему дню. Так вот, все узоры и украшения, которые встречаются в Анатолийских народных ремеслах, являются как бы «безмолвным» наглядным алфавитом.

Кроме того, цвета и украшения, используемые в фартуках, указывает на принадлежность их владельцев к какой-либо местности или группе. Например, девушки и женщины Анатолии носили в основном фартуки из красной и розовой шерстяной ткани, которые они дополняли аппликациями из синей хлопчатобумажной ткани и вышитыми треугольниками. Треугольники занимают важное место в верованиях тюркских народов.

Интересно то, что треугольники часто встречаются и на стенах построенных 3-4 тысячи лет назад домов Аладжахоюк, в районе Каппадокии, а также на стенах первой церкви в перибаджалары в Невшехире. Как будто эти следы старых верований, словно звенья одной цепи, приобретя универсальность, дошли до наших дней.

Фартуки Анатолии, украшенные синим и белым бисером, морскими раковинами, пуговицами из белого камня, металлическими украшениями и цветными кисточками синтезируют в себе культуры анатолийских хеттов, скитов, древних греков, римлян, сельджуков, османов и туркмен. Таким образом, защита работ, являющихся частью этнографии, их хранение и отношение к ним с интересом и любовью, позволяет больше узнать об этом красочном мире.

Если рассматривать фартуки не как куски ткани, а как археологические, этнологические работы, можно выяснить много интересных фактов. Например, узоры растений, которые можно видеть на выставленном в московском Историческом музее принадлежащем скитам коротком круглом фартуке из кожи, которому насчитывается 7 тысяч лет, и фартуках на статуях богинь, найденных на Кипре, также можно встретить на величественных статуях богинь на полюсе и на иконах святых женщин Византии.
Короче говоря, существование культуры ношения фартуков в Центральной Азии, Анатолии и в Европе можно изучать с разных углов зрения.

Кроме того, фартуки, присутствующие в народных костюмах многих стран, представляют собой традиционную продукцию универсальной культуры. Сегодня мы можем установить связь между стильными, чистыми фартуками современных официанток, или используемыми женщинами фартуками округлой формы из белой хлопчатобумажной ткани или нейлона, с кружевными краями, короткими округлыми кожаными фартуками скитов и богинями… Многие работы, линии, схемы, рисунки, узоры и виды одежды, которые мы видим на земле, носят в себе информафию из прошлого, содержащую посжелания дружбы, мира и единства. Изображение коз, пчел и растений на фартуке Артемиды – богини изобилия, символизировали плодородие. Анатолийские женщины, все еще хранящие эту веру, отражают в узорах своих передников все происходящие в их жизни события, донося до наших дней многовековую культуру, ощущая при этом голос и дыхание богини Артемиды.

Добавил: Дата: Апр 17 2012. Рубрика: Анатолийская палитра. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google