Рассказ о Кападокийском национальном парке (продолжение)
Продолжим начатый в прошлом выпуске нашей статьи рассказ о Кападокийском национальном парке, внесенном в список мирового культурного наследия 6 – го декабря 1985 – го года…
Первые серьезные исследования в Кападокии в период между шестидесятым – семидесятым годами провел немецкий ученый Мартин Урбан. Он датировал подземные поселения 7 – ым – 8 – ым веками до нашей эры. Судя по последним данным, существовали эти поселения еще в доисторические времена, ибо первобытным людям, умевшим обрабатывать твердые породы, было нетрудно обрабатывать и относительно более мягкий туф. В последущие эпохи кападокийские подземные поселения постоянно расширялись новыми жителями, в результате чего приобрели нынешний облик. Однако в наибольшей степени подземные поселения Кападокии использовались в византийские времена.
В 19 – ом столетии дома в Кападокии строились на склонах долин из тесаного камня. Помимо этого люди жили и в выдолбленных в туфовых породах желищах пещерного типа. Строительство в Кападокии было делом нетрудным в силу мягкости туфа. Причем строительного материала здесь всегда было в изобилии. Двери здесь делали в форме арок, стилизованных под виноградные лозы или розетки.
Консоли между этажами в кападокийских домах украшались в форме звездочек, стилизованных изображений растений. Внешняя часть консолей покрыта лепными украшениями.
Ставни в домах были двойные или даже тройные. Ставни также украшались флористическими мотивами. Были ставни двух типов – створчатые или в форме гильотины.
Во всех домах в достаточных количествах имелось жилых, спальных комнат, кухонь, кладовок, печей, мест для приготовления вина, сока и пастилы. Ниши в гостиных покрыты орнаментами, в основном занавесочными, а также мотивами ваз, женщин, наполняющих воду в кувшины. Наиболее примечательные образцы местной архитектуры датируются концом 19 – го – началом 20 – го столетий. Эти сооружения можно увидеть практически по всей Кападокии – в Ургюпе, Ортахисаре, Мустафапаше, Учхисаре, Гереме, Аваносе, Гюзельозе, Башкее, Гюзельюрте, а также в других поселках и селах этого края…
Известна Кападокия и своими голубятнями…
Согласно исламской вере, голуби олицетворяют привязанность к семейным устоям и миру. В христианстве голуби олицетворяют святой дух. В Кападокии практически на склонах всех долин или же на верхних частях труб фей имеются голубятни, в основном обращенные к восточным или же южным отрогам. Голуби, которым требуется вода для разжевывания пшеничных зерен, считаются хранителями водных источников. Именно поэтому голубятни возводили вблизи таких источников.
Большая часть кападокийских голубятен была установлена в конце 19 – го и начале 20 – го веков. Однако здесь можно встретить и голубятни 18 – го столетия. На голубятнях можно увидеть образцы исламских орнаментов.
Голубятни возводили не столько для получения голубиного мяса, сколько для использования в земледелии голубиного помета. Находятся голубятни высоко от земли, в силу чего к ним следует добираться либо по пробитым в скальных породах лестницам, либо по тоннелям. Другой тип голубятен встречается ставнях и нишах недействующих монастырей и церквей.
Лучшие примеры этого – церкви Чавушин, Кылычлар Девы Марии ( близ Гереме ), а также церкви, расположенные в долине Каршыбуджак. Именно голуби позволили сохраниться фрескам этих не используемых в наше время церквей. Люди приходят сюда за голубиным пометом раз в год, после чего вновь строят стену.
Внешние части голубятен покрывались местными мастерами различными орнаментами. Краски при этом использовались естественные. Красный цвет, которым чаще всего окрашены голубятни, следствие использования местной глины под названием « Йоша ».
На голубятнях можно увидеть свыше ста различных типов мотивов. Эти мотивы – свидетельства простых, но вместе с тем мистических воззрений мастеров 18 – го и 19 – го столетий.
Имеются на голубятнях и надписи, сделанные на старотурецком языке. Больше всего голубятен в таких районах Кападокии, как долины Учхисара, долины Кылычлар и Гюллюдере, Узенги ( близ Ургюпа ), Балкан ( близ Ортахисара ), Кызылчукур, Чат ( близ Невшехира ), Соганлы ( в округе Кайсери ).