Путевые очерки Огьера Гиселина де Бусбека, посла Австрии в Османской империи в 16 веке
Приведём выдержки из путевых очерков путешественников, побывавших в разное время в Анатолии. Сегодня мы расскажем об Огьере Гиселине де Бусбеке, бывшем в 16 веке послом Австрии в Османской империи.
Бусбек был отпрыском известной фландрской семьи. Он получил образование в Лувене, Париже, Венеции. Бусбек владел классическими языками и хорошо разбирался в истории древнего мира.
Будучи в восьмилетнем возрасте, Бусбек получил из рук короля Карля V почетную грамоту, принадлежащую его семейству. В дальнейшем Бусбек занимал различные государственные должности и, в частности, был в составе делегации, представлявшей Австрию на церемонии бракосочетания королевы Марии с испанским королем Филиппом II. Вернувшись на родину, он узнал, что получил назначение на должность посла в Османском государстве.
Это было весьма почетное и в такой же мере ответственное назначение, ибо, несмотря на молодые годы, Бусбек должен был представлять Австрию в Османской империи, бывшей на взлете своего могущества. Правил этой империей в те годы знаменитый султан Сулейман Великолепный.
В тот период в австрийско-османских взаимоотношениях царил мир. Однако после завоевания австрийским королем Фердинандом некоторых османских земель миру этому пришел конец.
Бывший посол Австрии Малуэцци был брошен в османские застенки, где и заболел. Вследствие этого он попросил освободить его от занимаемой должности. Причина заключения Малуэцци в темницу заключалась в том, что до захвата османских земель первый визирь спросил его, планирует ли Австрия такую акцию и получил от посла отрицательный ответ. Когда же выяснилось, что Малуэцци говорил неправду, несчастного посла бросили в темницу.
Именно в такой период и направили Бусбека на столь ответственный пост, предполагая, видимо, что его образованность и ум помогут ему в многотрудной миссии.
Бусбек прослужил на этой должности восемь лет. Свои впечатления он отобразил в письмах своему однокашнику Николасу Михольту. Отрывки именно из этих писем мы и приведем сегодня.
Вот как начинает свое первое письмо Бусбек:
«Прощаясь с вами, я пообещал писать из Турции. Теперь я решил сдержать обещание. Я полностью сдержу свое обещание и расскажу о своих впечатлениях. Расскажу и о приключениях, случившихся со мной по пути в столицу и Амасью.
По сути, произошедшее со мной нельзя охарактеризовать, как какое-то чрезвычайное приключение. Более того, это было вполне заурядное путешествие. Иногда со мной случались веселые истории, иногда – грустные. Но теперь, описывая их, я ощущаю одно – удовольствие…»
Бусбек по дороге в Турцию проехал через Венгрию и Болгарию. В этой части он рассказывает не столько о местах и народах, виденных им, сколько об австрийско-османских отношениях. Тем не менее, в своих заметках он касается и людей, встреченных им.
Балканы были своеобразной мозаикой народов. Несмотря на кажущуюся схожесть быта, имелись и определенные различия. В те времена народы Балкан еще не были обуяны националистическими чувствами, впоследствии в корне изменившими безмятежную жизнь этого региона.
В Будапеште Бусбек столкнулся с отрядом янычар. Вот что он пишет об этой встрече:
«Янычары одевают платье, доходящее им до пят. На голове у них чалма, в передней части которой установлен драгоценный камень».
Янычары пришли в шатер Бусбека с тем, чтобы выразить свое почтение новому австрийскому послу. Вот что пишет об этом Бусбек:
«Они приходили ко мне по двое. Вначале они кланялись, а затем быстро подбегали и еще раз низко кланяясь, подносили мне букет цветов. Затем они столь же стремительно отдалялись от меня, склонив в почтении голову и уставившись в одну точку. Выходили они из шатра, не поворачиваясь ко мне спиной, что было очевидным проявлением почтения. Было поразительно видеть в такой ипостаси янычар, сеющих повсюду ужас…»
Бусбек понял, что в стране османов традиции четко предписывают правила вежливости. Он встречался с ситуациями, которых подчас не понимал. К примеру, турки весьма уважительно относились к документам и лепесткам роз. Нечто, написанное на бумаге, носило для турок сакральный характер. Эти бумаги тщательно оберегались. Турки поднимали с земли увиденные ими кусочки бумаги и вкладывали в отверстия в стенах. Не могли турки не поднять с земли и лепестки роз.
Вообще у турок были большие сады роз. Уважение к розам, как считал Бусбек, предписывала им религия.
Пристрастие турок к цветам Бусбек понял, пока ехал из Стамбула в старую османскую столицу – Эдирне. На всем протяжении пути в воздухе пахло цветами. Конечно, немаловажным фактором этого была и прекрасная природа тех мест. Вот что писал Бусбек о своем возвращении из Эдирне, где он оставался один день:
«Несмотря на то, что была зима, я с удивлением видел росшие вдоль дороги разнообразные цветы. Особо прекрасны были тюльпаны, хоть эти цветы и не пахли так, как другие цветы. Турки в высшей степени обожают цветы. Они, не задумываясь, могут отдать большие деньги за цветы, если они прекрасны. Часто они дарят эти цветы».
Турки в силу своих религиозных убеждений не придавали особого значения комфортной жизни, предпочитая жить скромно, без излишеств. Вот что пишет на этот счет австрийский посол:
«Обращает на себя внимание то, что турки в своей повседневной жизни и в своих домах избегают парадности и излишеств. Они отдают предпочтение непреходящим ценностям, а не суетному. Дома оборудованы так, чтобы предохраниться от жары и дождя, а также от воров. Дом для турок – то же самое, что и караван-сарай для путешественников. В силу этого, путешествия по Турции, вы нигде не встретите роскошных домов. Отличие богатых людей от бедных в том, что первые имеют большие дома с садами и банями. Но и эти дома далеки от вычурности».
Первый визирь (садразам) встретил Бусбека как древний римлянин – громким приветствием. Посол понял, что подобное традиционное приветствие имеет целью войти в благоприятное русло беседы.
Конечно, наследие римлян вовсе не исчерпывается такими приветствиями, пишет Бусбек. Последний увидел в Стамбуле и его окрестностях его внимание привлекли римские колонны. В этой связи Бусбек пишет:
«В городе имеется много развалин старинных сооружений. Многие из них не были поражены временем. Есть среди этих памятников стела на ипподромной площади и две прекрасные колонны в другой части города. На одной из них имеется барельеф похода, в котором участвовал Аркадий. На вершине колонны находится его статуя. На вершине другой колонны установлены лавровые венки. Говорят, что ранее на этой колонне поочередной высились статуи Аполонна, Констанина, Феодосия…»