Путевые очерки французского инженера барона де Тотта
Сегодня мы поговорим о побывавшем во всех ближневосточных и черноморских провинциях Османской империи последнего периода ее существования, французском инженере венгерского происхождения бароне де Тотте.
Барон де Тотт считал, что Стамбул — самое приемлемое в географическом отношении место, где мог бы разместиться центр Земли. Тотт писал, что город этот с султанскими дворцами, византийскими крепостными стенами, свинцовыми куполами, кипарисовыми рощами не может не вызывать чувства восхищения. Вот что отмечал барон де Тотт о Стамбуле: » Если добавить к приятному освежающему ветерку, дующему с Босфора, красоты различных мест побережья, можно понять жителей города, устремляющихся в летние месяцы на свои дачи. Прекрасные виллы на Босфоре украшают это чудо природы. Виллы эти отличаются и своей ухоженностью. Великолепны и сады, окружающие эти виллы «.
Барон де Тотт подчеркивал, что турки не очень — то притрагивались к природе, не портили ее естественного вида. Вот что он писал в связи с этим:
» Это поразительно. Турки предпочитают не портить природу, стремясь любоваться ею в естественном, с позволения сказать, виде. Они даже меняют планировку своих домов, только бы не тронуть деревьев, тень которых освежает их. Я сам видел дом, спланировнный так, что дерево, которое не хотел срубать хозяин, нашло себе место в самом доме.
Так что это дерево внутри дома растет так, как если бы оно росло на открытом участке «.
Барон де Тотт был послом Франции, в силу чего хотел хорошенько изучить общество, в котором очутился. На этот счет им сделано немало записей.
Одна из таких записей посвящена турецкой музыке. Вот что пишет о ней барон де Тотт, напоминая, что некогда эта музыка вдохновляла великих композиторов, среди которых был и Моцарт:
» Военная музыка турок потрясающа. Невозможно передать всю ту удивительную гамму, издаваемую барабанми, кларнетом, тромбоном. Музыка эта не может не воодушевлять.
Камерная музыка у турок изящна. Если вначале эти мелодии на полутонах нам казались странными, то потом мы поняли, что эти монотонные меланхоличные мелодии отображают внутренний мир турок. В оркестре, который мы слышали, присутствовали позаимствованная в Европе скрипка, мандолина, ней, флейта, бубен. Музыканты сидели в уголке комнаты. Слушавшие были безмолвны и уходили в музыку, покуривая свои кальяны «.
Другие записи барона де Тотта посвящены султану. В этих записях отмечается. что многое из того, что пишут о восточных властителях, далеко от действительности. Послушаем же, что пишет в этих записях барон о термине » султан «:
» Султаны отсчитывают свой род от Чингисхана. Как и в Египте, здесь слово » султан » означает правитель. В Иране наряду со словом » Хан » используется и слово » Шах «. Слово же падишах используется для того, чтобы показать свое могущество по отношению ко всем окружающим «.
Барон де Тотт жил в Стамбуле со своей моложой женой и тещей. Благодаря положению де Тотта, обе эти женщины получили возможность познакомиться с дворцовыми дамами. Одной из них была сестра султана, пользовавшаяся большим почетом во дворце. Вот что пишет Тотт со слов своей супруги о султанском дворце:
» Вначале к ним пришли две служанки, которые помогли им раздеться. Затем о их приходе было доложено сестре султана. Последняя захотела взглянуть на своих гостей сквозь зарешеченное окно. Однако моя теща, угрожая тем, что немедленно покинет дворец, вынудила таки сестру султана выйти к ним. Правда, сестра султана вышла не сразу, а попросила время на то, чтобы привести себя в порядок. Спустя некоторое время сестра султана приняла мою жену и тещу в своей комнате. Сестра султана предстала пред ними в великолепной зале, украшенная небывалой стоимости и потрясающей красоты драгоценностями. Ковер, покрывавший зал, был сделан из лионской парчи, разукрашенной золотыми и серебряными нитями. Они уселись на сатиновых подушках, опять же украшенных золотыми нитями. В тот самый момент в двери вошли 60 девушек, одна краше другой. Девушки нагнулись в двойном поклоне и выстроились после этого в два ряда «.
После угощения и беседы состоялась небольшая экскурсия по дворцу. По окончании экскурсии все те же девушки ожидали гостей на выходе, у прекрасного флигеля. Перед флигелем находился изящный бассейн. Стены были как бы прикрыты розовыми кустами. Дорожк были вымощены щебневой мозаикой. Сестра султана и ее гости разместились во флигеле, откуда открывался чудесный вид на море, и продолжили свою беседу…
Барон де Тотт слышал немало историй о справедливости султан. Одна из таких историй, посвященная султану Сулейману Великолепному, оказала на барона сильное впечатление. Вот эта история. Поведанная бароном в своих записях:
» Когда определялось место для строительства мечети Сулеймание, посреди облюбованного участка находился дом еврея, который никоим образом не желал его продавать. Еврею этому предлагались большие деньги. Однако тот все не соглашался. Приближенные ожидали, что султан, властелин мира, прикажет наконец казнить еврея и сровнять его дом с землей. Но этот султан был справедлив и не позволял себе беззаконного попрания прав подданных. Султан написал шейхульисламу письмо, в котором вопрошал, что делать с человеком, который не хочет продавать свой участок. Шейхульислам ответил, что поделать ничего нельзя, ибо право собственности священно. Тогда еврею предложили сдать учсток в аренду, раз уж он не хочет продавать его. На это еврей согласился… «.