Путешествия знаменитого немецкого торговца и путешественника Ханса Ульриха Крафта
Сегодня мы расскажем вам о путешествиях знаменитого немецкого торговца и путешественника Ханса Ульриха Крафта Дерншваля в Османской империи в 16 веке.
Ханс Дерншваль побывал в Османской империи в период её расцвета. Ханс происходил из знатной немецкой семьи. Будучи торговцем он получил прекрасное образование. В Османскую империю он прибыл в составе дипломатической группы из Венгрии. Как говорил сам Дерншваль, он отправился в путь, чтобы узнать людей и их жизнь. Расходы на путешествие были полностью оплачены им самим.
Путешествие Ханса Дерншваля и посольской делегации не ограничилось знакомством со Стамбулом. Они побывали во многих местах османсокй империи, а также в резиденции османского падишаха в Амасье. В пути Дерншваль изучал исторические и архитектурные памятники страны и образ жизни людей.
Большое впечатление на Ханса Дерншваля в Стамбуле произвела Ая Софья. Немецкий путешественник, внимательно изучивший это великолепное строение, называл его маленьким городом. Вот что он писал об этом архитектурном чуде :
« Знаменитая Ая Софья является одним из чудес света. Это необычайно великолепное и большое строение. Его внешний вид напоминает город. Прекрасно сохранилась галерея, которая самостоятельно напоминает церковь. По обе стороны этой галереи расположены мощные колонны различных расцветок. И на верхнем этаже вдоль всей окружности здания имеются колонны и коридоры. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на город».
До захвата Стамбула османами Ая Софя была византийской церковью. Затем она была превращен в мечеть и теперь является знаменитым в мире музеем. Вот что еще писал об Ая Софье немецкий путешественник Ханс Дерншваль:
«Все стены церкви облицованы отшлифованным мрамором. Под куполом все еще виднеются золотые изображения креста и звезд, а также распятие Ииуса. Пол покрыт голубыми мраморными плитами. По турецким обычаям пол устлан коврами. ПО краям галереи молятся люди. В Ая Софье имеется множество маленьких окон, поэтому внутри здания очень светло. У входа в боковые кельи имеется литая медная дверь. Потолок церкви круглый и покрыт свинцом. Это великолепное строение все еще не утеряло своей красоты».
Стамбул был одним и немногих культурных центров того периода. Многие путешественники, посетившие в те времена Стамбул говорили о развлечениях, культурных вечерах, которые не устраивались во многих европейских центрах.
Немецкий путешствник Ханс Дерншваль впервые увидел жирафа именно в Стамбуле. В те годы в городах не был цирков и дикие животные жили в специальных парках, которые ныне называются зоопарками. Вот что писал Дерншваль об удивившем его животном- жирафе :
« 22 октября я увидел очень странное животное. Его называли жирафом. Оно напоминает чистокровного арабского коня, но размерами соответствует оленю. Задние ноги животного короче, чем передние. У жирафа длинная тонкая шея и маленькая голова. Голова животного всегда поднята вверх и двигается жираф , как высокий венгерский солдат. Пищу жираф может легко подобрать , как с земли, так и с высокой поверхности. Цвет кожи животного неяркий. Это- очень привлекательное животное с двумя маленькими рожками и небольшой гривой. Жираф напоминает персонажей легенд».
Жираф – не единственное, редкое животное, обитаемое в зоопарках османских падишахов. Здесь Дерншваль мог встретить и леопардов, и львов, и медведей и рысь. Привлекли вимание Дерншваля два маленьких слоненка, которые точно выполняли все указания дрессировщика. Вот что об этом писал немецкий путешественник:
« Кроме жирафа мы увидели двух слонят. Их привели сюда из клеток дрессировщики. Сначала дрессировщик взял в руки резиновый мяч с бубунчиками. Слон ударил хоботом по мячу и он полетел вверх. Затем дрессировщик дал мяч слону и тот крепко зажал его хоботом и стал звенеть бубецами. Слон показал нам много упражнений с этим мячом с бубунчиками».
Путешествуя по Анатолии немецкого путешественника поразили свободы, которыми обладали турецкие женщины, в отличие от женщин, проживающих в других странах мира. Так, например, турецкие женщины могли свободно ездить на коне. Вот что писал по этому поводу Ханс Дерншваль:
« Трецкие жещины, переодевшись в мужскую одежду, могли прекрасно скакать. Отличить их от мужчин можно было лишь по длинным волосам. И действительно, турецкой женщине очень подходит ездить на коне. НА свадьбах в Стамбуле мы часто встречали турецких женщин , одетых в шелковые и бархотные платья, прогуливающих верхом на конях».
Путешественников привлекала также турецкая кухня. Вот что пишет Ханс Дерншваль о сладких блюдах турецкой кухни: « Очень вкусным является сладкое блюдо, приготовленное из риса, муки и молока. Это блюдо, которое едят, полив розовой водой, называется мухаллеби. В городе имеются лавки, специализирующиеся на приготовлении этого блюда, здесь же можно купить и поесть мухаллеби. Другое вкусное сладкое блюдо называется катмер. Оно готовится следуюим образом. Сначала взбивают яичный белок с пшеничной мукой, Затем полученное тесто ложкой в виде небольших кусочков опускают в горящее масло. ПРожаренные кусочки теста собирают горкой в одну посуду и заливают песком, толченными грецкими орехами и миндалем, а также розовой водой».