Образование османской династии
Ученые, исследующие политическую и социальную историю Османской империи, всё задаются вопросом, суть которого сводится к тому, каким это образом небольшому османскому бейлику в тех крайне сложных условиях, коими характеризовался, как известно, 14 век, удалось вырасти впоследствии до столь потрясающих размеров.
Как указывает турецкий историк Орал Сандер, все дело заключается в рациональной политике, проводившейся руководителями османского бейлика, ну и в последствиях, имевших вследствие этого место.
Османское государство изначально обладало рядом преимуществ географического, политического и общественного плана.
Османы, жившие на северо-западе Анатолии, районе, в античные времена, именовавшиеся Битинией, соседствовали с Византией. Тем самым османы снискали в исламском мире огромный престиж в качестве гази – борцов с неверными. Ввиду этого, к османам со всего мира стекались воины-добровольцы. Кроме того, османы в военном отношении превосходили византийское воинство. Ещё одно преимущество османов заключалось в том, что они проживали совсем рядышком с крайне нестабильной в те времена Фракией.
Османы сумели на первых же порах реализовать немаловажное – а именно, трансформировать свои военные успехи в успехи политические. Первые османские властители – Осман, Орхан, Мурат, были в столь же степени умелыми политиками и администраторами, сколь и удачливыми и талантливыми полководцами и стратегами. Кроме того, ими двигал горячий порыв, характерный для мусульманских лидеров той поры. Вместе с тем, османское государство в первый период своего существования не дестабилизировалось, в отличие от других сельджукских княжеств и Византии, борьбой за власть и обеспечило внутреннее политическое единство.
Из факторов, способствовавших успеху османского дела, можно указать и то, что даже противники видели в османах исламских воинов, не обременённых сугубо клерикальными или же фундаменталистскими воззрениями, что отличало османов от арабов, с коими до этого приходилось сталкиваться христианам. Османы не обращали подвластных им христиан силой в истинную веру, позволяли своим немусульманским подданным исповедовать их религии и культивировать свои традиции. Следует сказать, (и это исторический факт), что фракийские крестьяне, изнывавшие от непосильного бремени византийских налогов, воспринимали османов, как своих освободителей.
Османы, соединив на рациональной основе чисто тюркские традиции кочевничества с западными мерками администрирования, создали прагматическую модель государственного управления.
Византия смогла существовать в силу того, что в своё время она заполнила вакуум, образовавшийся в регионе с падением Римской империи. Сельджуки смогли основать своё турецко-исламское государство, воспользовавшись вакуумом, образовавшимся в результате ослабления арабского халифата. Ну а османы укрепляли своё государство, умело пользуясь тем, что и к востоку и к западу от ареала их проживания образовался политический вакуум, связанный с ослаблением византийцев, сельджуков, монголов, арабов. И территория, которая входила в этот самый вакуум, была весьма и весьма значительной, включая все Балканы, Ближний Восток, Восточное средиземноморье, Северную Африку.
Осман – первый властитель, набиравшего силы государства, сумел взять под контроль туркменские племена, обретавшиеся в районе его владений. Его сын – Орхан Гази, сумел превратить это объединение кочевников в государство и сделал первые шаги на пути в Европу. Собственно, по большому счёту, именно Орхана можно назвать первым правителем османского государства. Ну а сын Орхана – Мурат, стал основателем империи, ибо предпринял первые крупномасштабные завоевательные походы. Именно в период его правления османы завоевали практически все Балканы, за исключением Пелопонесса.
До 16-го века османских правителей отличали прагматизм и рационализм, позволивший в свое время превратить небольшое княжество в огромную империю. Пример этого явил в 16 веке знаменитый султан Сулейман Великолепный, который после неудачи первой осады Вены (в 1529 году), понял, что османы уже подошли к точке, преступив через которую, они нанесут себе вред. Именно поэтому он отказался от идеи повторной осады Вены, увидев именно в ней ту самую последнюю точку. Однако его потомок, Султан Мехмет 4-ый и его полководец Кара Мустафа Паша позабыли этот урок, преподанный Сулейманом Великолепным, и решились на повторную осаду Вены в конце века. Но потерпев тяжёлое поражение, отступили, понеся значительные потери.