Музей кино и телевидения в Стамбуле
С 10 по 17 октября 2009 года в Анталии проходил 46-ой Международный кинофестиваль, охвативший турецкое кино, обращенный, однако, ко всему мировому кинематографу. На фестивале, где награждают «Оскарами» турецкого кино, главную награду «За лучший фильм» поделили между собой фильмы «Борнова» и «Космос». Впервые за 46-летнюю историю проведения этого фестиваля награду «За лучший фильм» присудили сразу двум фильмам. В то время как 8 из 18 фильмов были первыми фильмами их режиссеров, 6 из них вернулись с фестиваля с наградами. Награду «За лучшую режиссуру» получил режиссер фильма «Космос» Реха Эрдем; «За лучший сценарий » – Онур Унлю с фильмом «Пять Городов» , лучшим актером был выбран Онер Эркан, сыгравший в фильме «Борнова Борнова», а лучшей актрисой – Нергиз Озтюрк, сыгравшая в фильме «Ревновать».
На международном кинофестивале награда за лучшую мужскую роль досталась 9-летнему Тедо Бекаури, снявшемуся в фильме «Другая сторона», а награда за лучшую женскую роль — Хильде Петер за её роль в фильме «Каталин Варга». Лучшим режиссером был признан Георгий Овашвилли за фильм «Другая сторона». Ну а награды за лучший фильм поделили между собой фильм режиссера Алексея Германа » Бумажные солдаты » и фильм режиссера Арутюна Качатряна «Граница».
Начав нашу сегодняшнюю программу с напоминания о прошедшем 46 Международном кинофестивале в Анталье, мы хотим рассказать вам о созданном в Турции впервые музее Кино и Телевидения. Музей был основан фондом Тюрвак, учрежденным известным режиссером Тюркером Инаноглу. Музей, находящийся в анатолийской части Стамбула, Бейкозе, можно посещать по будням с 10:00 до 19:00, причем вход в него бесплатный.
Почему-то, говоря о турецком кино, у всех возникает образ старого кино. А ведь на самом деле они является в некотором роде феноменом, что подтверждают, сами не осознавая того, некоторые любители иностранных фильмов, которые отворачиваются от них, однако сталкиваясь с некоторыми событиями в реальной жизни, используют следующее сравнение: «как в турецком кино». Фильмы, в которых рассказывается о войне за независимость и послевоенном периоде. Когда-то одними из наиболее важных сюжетов для фильмов были сельские романы. Затем было снято множество фильмов о том, как богатый молодой человек влюбляется в девушку из бедной семьи. Не обошли эти фильмы и такие события в общественной жизни как процесс миграции из сельских районов в города. В то время как в какой-то период большее внимание уделялось политике, были и периоды роста интереса к теме секса в фильмах. Затем турецкое кино, которому удалось выйти за свои рамки, заставило говорить о себе и на международной арене, получив здесь множество наград. За всем этим процессом становления турецкого кино можно проследить в музее кино и телевидения, впервые открытом в Турции. Фрагменты черно-белого кино, показываемые на экранах, имеющихся на стенах музея и очень хорошо известные всем реплики из них, действуют на людей словно «кинотерапия». Здесь же, прямо при входе в музей можно увидеть проекционную технику «Amerikan Century», 1940 года, установленную на огромной машине, работающей на угле, рядом камера марки Bosch, используемая в 1970-е годы Радио и Телевидением Турции (ТРТ), трех-объективная камера с ручкой, фотоаппарат Pickard модели 1936 года, используемый в мастерских, а также огромная студийная камера 1927 года выпуска.
Черно-белые кадры из фильмов застыли на стенах, словно ожидая команды режиссера «Мотор!». Снятый в 1914 году документальный фильм «Падение русской статуи в Аястефаносе» считается первым турецким фильмом. Фильм был снят Фуатом Узкынаем, воспитанным польским евреем Веинбергом. За периодом документального кино в 1923-1939 следует «период актеров театра». В одном из залов можно увидеть билеты в городские театры, объявления, брошюры с статьями и фотографии из частных коллекций. Специальный уголок отведен и Мухсину Эртугрулу, которого часто критикуют за то, что он втиснул турецкое кино в театральные рамки, но и отдают ему должное за неоспоримый вклад в отечественный кинематограф. В его первом фильме «Рубашка из огня» сыграли Бедиа Муваххит и Неййире Эртугрул. Эти две женщины стали первыми турецкими актрисами. Но главной особенностью периода является одновременное обнаружение звука и изображения… Портреты артистов театра, которых уже нет в живых, улыбками провожают посетителей этих зала. В нашей памяти сохранились голоса их всех.. Бехзат Бутак, Шукрие Май, Джахиде Сонку, Исмаил Дюмбюллю, Джахит Ыргат…
Во время создания музея Кино и Телевидения с просьбой о поддержке обратились к режиссерам, частным коллекционерам, семьям артистов и режиссерам. Таким образом была собрана здешняя библиотека. В этой библиотеке имеется 22 тысячи материалов и около 10 тысяч местных и зарубежных кино-и телевизионных фильмов, сотни документальных фильмов. В зале техники для кинотеатров имеется 16 мм монтажная панель Moviolo , первое портативное оборудование для просмотра 35-мм пленки в домашних условиях, впервые появившийся в Турции прибор для записи звука, камера Пате 1938 года и первая камера Мухсина Эртугрула, снимающая со звуком. Период с 1939 по 1950 годы считается «переходным периодом» и приходится на годы войны. На рынке, заполоненном американскими и египетскими фильмами, пытаются показать себя режиссеры Фарук Кенч, Баха Геленбеви, Тургут Демираг, Орхон М. Арыбурну.
Эпоха кинематографистов, начавшаяся в 1950-е годы, продолжится до 1970-х. Лутфи Акад пытался отделить кино от театра. Метин Эрксан, Атыф Йилмаз, Осман Седен, Мемдух Ун и недавно скончавшийся Халит Рефиг в 1960-е годы приоткрыли двери для новой эпохи.
Появление цветного кино совпадает с ростом проблем в обществе, но и в то же время развитием международных отношений и конкуренции … в 1963 году фильм «Засушливое лето» режиссера Метина Эрксана привезет из Берлина награду «Золотой медведь». 1971 год станет годом Йылмаза Гюнея. В 1975 году наблюдалось резкое увеличение числа фильмов. Ну а после них – известные нам из недавней истории: Зеки Октен, Фейзи Туна, Бильге Олгач, Эртем Эгильмез, Али Озгентюрк, Шериф Гёрен, Омер Кавур, Явуз Озкан, Явуз Тургуль и многие другие… Афишный зал словно резюмирует путь турецкого кино от черно-белого до цветного: «Оружие и Честь», «Последнее письмо», «Любовь студенки колледжа», «Смертельный круг»… Пусть они и являются афишами фильмов Ешильчам, не занавших особого места места в нашей памяти, похоже, они ещё долгие годы будут украшать стены этого зала.