Мечеть Улу и лечебница Дар-уш-Шифа, расположенные в Дивриги
Сегодня нам хотелось бы рассказать вам о мечети Улу и лечебнице Дар – уш – Шифа, расположенных в Дивриги, что в округе Сивас. Объекты эти, представляющие собой единое в архитектурном отношении целое, то есть часть архитектурного комплекса, были включены в список ЮНЕСКО 6 – го декабря 1985 – го года и заняли в означенном списке 358 – е место. Первым из известных истории народов, расселившихся в районе Дивриги, был хеттский. В 13 – ом веке сюда пришло туркменское племя Менгючек. В 1229 – ом году по повелению туркменского властителя Ахмет Шаха в честь его супруги Туран Мелек Шах здесь была построена мечеть. При мечети имелась усыпальница и лечебница. Сооружения эти выполнены в традиционном для малоазийской архитектуры стиле. В целом архитектурный комплекс, в центре которого находилась мечеть Улу, состоял из пяти сооружений.
По сути дела, архитектурный комплекс этот был первым произведением исламского периода в этих краях. В 1922 – ом году, то есть еще до провозглашения Турции республикой, городок Дивриги стал уездным центром. Пик развития этого городка пришелся на период правления туркменского племени Менгючек. С 1937 – го года в этом районе разрабатываются железорудные месторождения. В Дивриги сохранилась часть памятников истории.
На фронтоне мечети Дивриги имеются письмена, в которых указываются имена мастеров, возводивших этот шедевр архитектурного искусства.
Автором архитектурного комплекса был Хюррем Шах, сын Мугиса из Ахлата. Туран Мелек была дочерью туркменского правителя Эрзинджана Фахреддина Бехрамшаха. В числе мастеров, работавших над строительством архитектурного комплекса, помимо Хюррем Шаха, сына Мугиса Ахлатского, были каллиграф из Ахлата Ахмет, Ахмет ибн Ибрахим Тифлисский, Мехмет, Ахмет ибн Мехмет. Все они работали над разными частями сооружений, входящих в архитектурный комплекс.
По размерам мечеть Улу и другие объекты архитектурного комплекса не очень большие. Примечательно, что на строительстве комплекса были задействованы шестеро мастеров, что говорит о масштабах строительства и значении, которое придавалось этому строительству.
Мечеть Улу вытянута в меридиональном направлении, с севера на юг. План мечети прямоугольный. Строение полностью покрыто камнем – кубиком. В северной, западной и восточной частях имеются построенные позднее порталы. Внутри помещение мечети разделено сводами на двадцать пять отсеков. Михраб мечети очень большой. Посреди возвышается овальный купол. В мечети имеется много восьмиугольных форм. Перекрытия мечети имеют крестообразную форму. Своды же мечети имеют причудливые формы, в том числе и формы месяца и полумесяца… Михрап некогда был покрыт деревянной резьбой. Помимо этого, на михрапе имелись геометрические и флористические мотивы, окрашенные в красный, белый и зеленый цвет.
Мечеть Улу представляет собой особый образец культовой архитектуры Анатолии 13 – го века. В южной части внутреннего помещения мечети имеется большой каменный михрап. К западу от него имеется минбер, сделанный из дерева грецкого ореха. Все конструкции минбера представляют собой выдающиеся образцы работы по дереву. Особенно красивы покрывающие минбер орнаменты геометрического и флористического стиля. Здесь также имеются различные формы звезд, а также месяца и полумесяца.
Весьма красивы и прочие элементы внутреннего помещения мечети Улу. Самый примечательный элемент этого помещения – величественный портал, имеющийся в его северной части. Портал этот выполнен в стиле барокко. Здесь много орнаментальных элементов, выполненных в форме различных цветов и фруктов. Кроме того, здесь имеются орнаменты в форме четырехугольников, баклавы, шестиугольников, звезд. Имеются здесь и геометрические мотивы. Портал западной части помещения выглядит более скромно, нежели северный портал. Хотя и здесь имеются великолепные орнаменты. Портал этот, в силу того, что здесь много причудливых узоров, называется « текстильным ». Как и в предыдущих случаях, на этом портале имеется множество узоров флористического и геометрического стиля.
Любопытно то, что на внешней стороне портала имеются фигуры – одноглавых и двуглавых орлов. Ученые полагают, что одноглавый орел символизирует Ахмет шаха, а двуглавый орел – сельчукского султана Алаэддина Кейкубада Первого, которому подчинялись туркмены племени Менгючек.
В северо — западной части мечети имеется минарет, возведенный в 1565 — ом году, то есть уже в османские времена, в правление султана Сулеймана Великолепного. Именно в этоти период мечеть и была отремонтирована. Хотя в целом мечеть сохранила облик сооружения сельчукского периода.