Летописи Османского государства
Mы поведём рассказ о произведениях, отражавших события, происходившие в течение года в Османском государстве, то есть о летописях того периода.
Летописи являются памятной книгой государства и городов, хроникой, фиксировавшей события непосредственно в момент их свершения. Летописи погружают читающих их впоследствии людей в события минувших дней, словно дневник. Сведения, содержащиеся в летописях, ввиду их достоверности являются первоисточником для написания истории городов 19 и 20-го веков, времени, когда издавались летописи.
Слово «летопись», по-турецки «salname», используемое для обозначения сборника событий за год, вошло в турецкий язык после Танзимата, эпохи реформ в Османской империи. В персидском языке первая часть слова «sal» означает «год», а вторая – «name» — означает «письмо», «книга», то есть слово целиком можно перевести как «ежегодник». В западноевропейских языках для слова «ежегодник» используются слова «анналы» и «альманах».
По своему содержанию и названию можно выделить 4 основные группы летописей: касательно государства, вилаета, государственного ведомства и организации. В 1763 году в Германии в городе Гота вышел «Готский альманах» сначала на немецком, а позднее и на французском языке. Увидев это издание, садразам Решид-паша пожелал, чтобы подобный сборник издавался и на турецком языке, и таким образом увидела свет Летопись Османского государства (Salname-i Devlet-i Aliyye-i Osaniyye). Первая официальная летопись Османской империи вышла в середине 19-го века, в 1847 году, при содействии садразама Решида-паши, явившись плодом совместной работы историков Хайруллаха-ефенди, Ахмета Вефика-эфенди и Ахмет Джевдет-паши. Летописи Османского государства выходили планомерно, и с каждым последующим годом объём их расширялся, причём 35 из них, изданных в 1847-1880 гг., были изготовлены путём отпечатка на камне, а остальные – с помощью типографского шрифта.
Выпуски государственных летописей предоставляют информацию о политической структуре, географическом делении и государственных деятелях центральной власти и провинций. С 1847 по 1918 гг. вышли в свет 68 государственных летописей. В республиканский период появились 3 выпуска летописей: за 1925-26, 1926-27 и 1927-28 годы. В 1945 году был опубликован государственный ежегодник. Помимо этого, в 1968 г. и 1973 г., год 50-летия Республики, два раза вышли окружные ежегодники.
В Османский период различные ведомства, соответствующие нынешним министерствам, также выпускали летописи основных событий, получившие названия в соответствии с родом своей деятельности – военная летопись (salname-i askeri), летопись по вопросам образования (salname-i maarif) и летопись морского флота (salname-i bahriye). Первая из таких летописей была опубликована в 1866 году, и эти издания продолжали регулярно выходить до 1918 года, со временем число летописей вилаетов достигло 527, причём за короткий отрезок времени они стали издаваться во всех вилаетах, входящих в империю. В периоды Танзимата и 1-го Конституционного правления летописи стали важными источниками информации об экономической и социальной структуре городов Османской империи.
В 19-ом веке Османское государство подготовило проекты, направленные на переустройство страны и повышение экономического положения народа, и деятельность в этом направлении закипела во всех вилаетах империи. Сведения относительно имеющихся в вилаете природных ресурсах, о сельском хозяйстве, жтвотноводстве, производстве, населении, о состоянии сферы услуг, школах, больницах, дорогах, лесах, органах образования и даже о численности учащихся нашли своё отражение в летописях вилаетов. Поскольку такие летописи издавались ежегодно, они сделали возможным сопоставление событий и изменений внутри одного вилаета за один год. Эти летописи содержат сведения об истории государства, его географии, социально-научной жизни огромной Османской империи, распростёршейся на трёх континентах, занимавшей территорию в 20 миллионов квадратных километров и состоявшей из приблизительно 30 округов.
Помимо этого, в летописях можно найти немало сведений об успехах и недостатках османского правления и извлекаемых из ошибок уроков, принимая во внимание то, что в Османской империи на протяжении столетий проживали вместе различные народы. Некоторые вилаеты ограничились выпуском лишь одной летописи, другие же опубликовали около 35-ти сборников, причём среди них имеются издания на турецко-арабском, турецко-древнегреческом, турецко-боснийском и даже на арабском языках.
Самым глубоким исследованием летописей вилаетов является подготовленный Хасаном Думаном научный труд под названием «Османские летописи, библиография новой истории и сводный каталог».
Первой неофициальной летописью стал выпущенный Али Суави в 1871 году в Париже ежегодник под названием «Турция», и после этого отмечается появление интереса к ведению личных дневников. В большинстве дневников, изданных частными лицами и к которым больше подходит слово «альманах», содержатся сведения по вопросам литературы, истории и географии, а порой они носят биографический характер.
Обращают на себя внимание изысканные издания ежегодников, составленных Эбуззией Тевфиком.
К сожалению, существует очень мало официальных летописей первой фазы новой истории, переведённых на современный язык и переизданных. Эту работу затрудняет то, что остаётся всё меньше людей, владеющих языком османского периода, летописи расходятся по разным библиотекам и доступ к источникам таким образом усложняется. Ещё раз следует отметить, что для получения достоверной информации о прошлом необходимо внимательно изучать летописи. Это позволит наилучшим образом освещать события последнего столетия.