Легенды округа Маниса
Тантал был сыном Зевса. Его любили больше, чем других братьев. Боги закрывали глаза на то, что Тантал садился с ними за один и тот же стол. Однажды боги приняли приглашение Тантала и пошли в гости к нему во дворец.
Но Тантал задумал недоброе. Он убил своего единственного сына Пелопа, сварил его мясо и подал его богам. Конечно, боги решили так наказать любителя столь занимательных розыгрышей, чтобы другим впредь неповадно было. Тантала отправили на берег озера в Хадесе. Когда Тантал хотел пить, вода уходила от его ног. Когда же он выпрямлялся, уровень воды вновь поднимался. Над ним же свисали ветви, полные соблазнительно вкусных фруктов. Но как только Тантал поднимал руки для того, чтобы сорвать что-нибудь, ветви немедленно поднимались вверх. И так Танталу предстояло мучиться вечно. Наказана была богами и дочь Тантала, Ниобея.
Была она замужем за Амфионом, мастером игры на лире. Амфион вместе со своим братом – близнецом Зетом построил высокую стену вокруг города Тебаи. Зет, бывший сильным человеком, пренебрежительно относился к музыкальным увлечениям брата. Но вот когда дело дошло до возведения стены, Амфион так проникновенно сыграл на своей лире, что камни раскололись и прикатили прямо к Тебае.
Амфион долгое время жил в счастье и согласии с Ниобеей. Но Ниобея, как выяснилось, недалеко ушла от своего отца. Она видела себя превыше всех смертных, ибо была богата, сильна. К тому же у неё было семь прекрасных дочерей и семь не мене прекрасных сыновей. И Ниобея стала пренебрегать богами. Дошло до того, что она приказала жителям Тебаи поклоняться ей, как богине. «Кто такая Лета передо мной?», заявила она. «Ведь у Леты всего два ребёнка – аполлно и Артемида. У меня же – 14 детей. К тому же я царица. Лета до той поры, пока не укрылась в Делосе, была ничем. Так теперь вы будете молиться на меня, а не на Лету».
Слова, эти сказанные в порыве тщеславия, немедленно были услышаны на небесах. Вскоре в Тебаю пибыли Аполлно и Артемида. Они одним ударом убили всех детей Ниобеи. Последняя пала перед телами своих детей и превратилась в камень, из которого до сих пор текут слёзы. Камень этот можно увидеть и в наши дни на склоне горы сплит близ Манисы. Называется этот камень «Плоской скалой».
Маниса округ, расположенный на Эгейском побережье нашей страны. Люди стали селиться на этих землях ещё в палеолите. В уезде Акхисар этого округа археологи нашли керамические черепки, датируемые медно – каменной эрой. В уезде же Кыркагач, близ села Йортан, обнаружены следы культуры бронзовой эры. В числе прочего здесь обнаружено и кладбище из больших сосудов. Именно в этих сосудах жители поселения хоронили своих усопших. Помимо тел, в сосуды клали подарки – керамические изделия, статуэтки идолов, металлические изделия. Большая часть этих изделий окрашена в чёрный и серый цвета. Больше всего здесь тарелок и кувшинов. Есть на керамических изделиях и украшения, выполненные методами лепки и резьбы. В случае, когда предпочтение отдавалось резьбе, пустоты заполнялись белой массой. В хеттские времена эти земли входили в состав государства Асува. Фигурки матери – богини, обнаруженные здесь, говорят о влиянии хеттской культуры. Раскопки, проведённые в Марде, свидетельствуют о том, что местные жители контактировали с микенцами. Затем, с 7-го века до нашей эры, здесь стала развиваться ионейская культура, культивировавшаяся в Лидии. Столицей последней и был Сард. Раскопки свидетельствуют, что Сард был важным торговым центром. Здесь, на берегах реки Пактол, были обнаружены остатки мастерских по производству керамических, золотых изделий. Напомним, что именно в Лидии впервые в мире стали чеканить монеты. Дома в Сарде строили из кирпича. Вообще, во времена последнего царя Лидии Креза искусство обработки камня в Лидии достигало высокого уровня. Культовые же сооружения и дворцы в Лидии сооружали из мрамора.
Во времена царей Аллиата и Креза в Лидии усилилось влияние греческой культуры. Вместе с тем произведения искусства несли в себе и элементы восточного влияния. В Лидии производи знаменитые в те времена сосуда, называвшиеся Лидионами. В этих длинных и изящных сосудах за рубеж продавались кремы и другие парфюмерно – косметические изделия. Сильно развито ув Лидии было и искусство обработки слоновой кости и золота. Вот что пишет о лидийцах Геродот: «Насколько нам известно, первыми стали торговать и чеканить золотые и серебряные монеты именно лидийцы. Опять же лидийцы – авторы танцев, популярных в Греции в наши дни». Лидийцы были привязаны к культу матери – богини, барельеф которой обнаружен на горе Сплит и датируется 14 веком до нашей эры. Поэт Алкман, живший в 7 веке до нашей эры, писал, что если бы он жил в Сарде, то был бы жрецом храма Кибелы – матери-богини. Геродот пишет, что этот храм был разрушен в ходе ионийского восстания. Впоследствии в Сарде, как и в других районах Анатолии, культы Кибелы и Артемиды соединились в единое целое. Позже в Лидии стали исповедовать культы других древнегреческих богов – Аполлона, Афины, Диониса, Зевса.