Легенда, посвященная семи спящим
В Анатолии рассказывается немало легенд. Одна из них посвящена семи спящим. Легенда эта в равной мере считается священной как мусульманами, так и христианами. Суть же практически одна и та же. При этом вариаций этой легенды множество. К тому же десятки пещер претендуют на роль главного помещения, где спали те самые семеро. Мы расскажем вам о варианте этой легенды, связанной с двумя самыми известными в Турции пещерами – Эфесской и Тарсусской.
Как известно, Эфес – знаменитый античный город, в настоящее время привлекающий внимание туристов со всего света. После посещения Эфеса туристы непременно идут к домику Девы Марии, а также к пещере, где, согласно легенде, покоятся семеро спящих. Для католиков 7 июля – священный день. Православные же считают, что семеро спящих. Спустились в пещеру 4 августа, а проснулись спустя столетия 22 октября.
Легенда гласит, что семеро молодых христиан, жившие в эпоху первоначального развития христианства, спасаясь от гонений нашли укрытие в пещере. Христиане считают, что проспала эта семерка 209, а мусульмане – 309 лет.
Эфесский вариант данной легенды таков. Некий дровосек по имени Дакьянус нашел камень с письменами. Ввиду своей неграмотности он отнес этот камень к бакалейщику. Последний, прочитав письмена, поначалу не хотел рассказывать о том, что в них содержится. Бакалейщик говорил, что отдаст дровосеку все, что тот захочет, если он покажет ему место, где был обнаружен камень. Однако Дакиянус настаивал, и бакалейщику пришлось рассказать о написанном. Письмена гласили, что нашедший камень выкопает под ним три сосуда с золотом и благодаря своему богатству станет царем. Однако дело этим не ограничится, ибо царь этот еще и провозгласит себя богом. Дакьян раскопал то место и на самом деле обнаружил три сосуда, заполненных золотом. Дровосек, поделившись частью своего богатства с народом, был избран последним на царствование. Этого оказалось недостаточно, и царь стал настаивать, чтобы его провозгласили богом. Приближенные стали противиться этому желанию царя. Тогда царь прогнал этих приближенных.
Перепуганные приближенные вышли за пределы города и встретили по пути пастуха с собакой. Пастух, выслушав историю приближенных, присоединился к ним вместе со своей собакой. Группа зашла в пещеру и заснула там.
Проснувшись, люди почувствовали голод. Тогда они решили послать одного из группы в город за хлебом. Посланец этот пошел на рынок и предложил за хлеб имевшуюся у него монету. Однако оказалось, что монета эта вышла из употребления столетия назад. О событии этом доложили царю. Последний решил посмотреть пещеру. Однако в силу того, что сакральная тайна сталa явной, вход в пещеру закрылся, а семеро человек, находившиеся в ней, тотчас умерли.
Как мы уже сказали выше, легенда о семи спящих известна во многих районах Анатолии.
На Востоке семерых спящих называют следующими именами, Емиха, Мекселина, Мернуш, Сазнуш, Дебернуш, Меслина и Кефештатайуш. Собаку эту звали Китмиром. В западных же вариантах легенды семерых спящих называют Максимианом, Маркианом Иоанном, Денисом, Серапмоном и Константином.
Легенда о семи спящих в общих чертах приводится в Коране.
В Тарсусе также верят, что события, изложенные в легенде, происходили в их краю. Тарсус, расположенный в 30 километрах к востоку от Мерсина, играл в истории немаловажную роль. Именно в Тарсусе разгорелась любовь между Марком Антонием и Клеопатрой.
Спустя 40 лет после их встречи здесь родился апостол Павел. В те времена Тарсус был важным региональным экономическим, религиозным и культурным центром. Три вселенских собора христиан состоялись в Тарсусе. В городе имеется немало памятников римского, византийского и османского периодов.
Пещера, в которой по преданию спали семеро легендарных людей, находится в 12 километрах от Тарсуса, близ села Улаш. Пещера признается священной как мусульманами, так и христианами. Сюда стекаются толпы туристов. В свое время султан Абдулазиз построил здесь мечеть. Любопытно, что один из минаретов высокий, а другой – маленький.
Говорят, что добраться до конца Тарсусской пещеры невозможно. И вправду, пробираться здесь среди скальных нагромождений довольно трудно. Пещера эта связана с другими пещерами данного района. В народе говорят, что некоторые пытались пробраться из одной пещеры в другую, но смельчаки эти назад не возвращались.
Легенда о семи спящих, рассказываемая в Тарсусе, похожа на Эфесскую. В этой легенде говорится о том, что семеро были молодыми людьми, исповедовавшими новую монотеистическую религию. Опасаясь казни, они взяли собаку и бежали в пещеру, находившуюся на горе Бенелюс. Один из молодых людей каждый день одевался в отрепья, и притворившись нищим, собирал в городе подаяние. Царь искал этих молодых людей, но не найдя вызвал их отцов. Последние рассказали царю, что сыновья их бежали в горы. Обо всем этом стало известно спустившемуся в тот город одному из молодых людей – Емихе. В страхе тот вернулся в пещеру и рассказал обо всем услышанном друзьям. Все стали истово молиться, чтобы их не поймали. Наконец наступила ночь и сон сморил молодых людей. Царь повелел своим приближенным замуровать вход в пещеру. Однако двое царских приближенных записали имена и историю молодых людей на табличку, которую прибили к стене пещеры.
Конец же Тарсусской легенды такой же, как и у легенды, рассказываемой в Эфесе.