Легенда о семи спящих отроках или Асхаб-ы Кехф
Легенда о проспавших 309 лет в пещере людях, известна в христианской культуре как Легенда о семи спящих отроках, и именуется мусульманами Асхаб-ы Кехф. Настолько распространена эта легенда, что ее рассказывают во многих местах мира от Центральной Азии до глубины Европы, от России до Египта. При этом место пещеры, упоминаемой в легенде, остается спорным вопросом. Пещера, где, согласно народному верованию, жили семеро спящих, могла находиться в Афшине, Лидже, Эфесе и Тарсусе.
Многие убеждены в том, что пещера, упоминаемая в христианской легенде, находится в подножье горы Панайыр близ античного города Эфес.
Во время раскопок в 1927-28 гг. была обнаружена пещера с расположенной над ней церковью. Многие могилы, найденные также благодаря археологическим раскопкам, были присвоены семерым спящим. Согласно этой версии, пещера находится в Эфесе. С другой стороны, есть и большое число тех, кто считает, что пещера расположена не в Эфесе, а в другой части Турции. Сторонники этого взгляда утверждают, что пещера находится в Афшине (Кахраманмараш), Тарсусе (Мерсин) или Лидже (Диярбакыр). Так, Общество «Асхаб-ы Кеф» Афшина для того, чтобы доказать, что пещера находится именно в их уезде, заказало группе ученых составление доклада и на его основе возбудило иск в местном суде. Подобные претензии имеют и жители Тарсуса, которые утверждают, что пещера на горе Бенджилус, находящаяся в 2-х часах езды от Тарсуса, и есть пещера Асхаб-ы Кехф, ссылаясь на ряд исторических и архивных документов. Не иначе думают и жители Лидже…
Эта легенда, посвященная 309-летнему сну (по христианской версии – 200-летнему) обитателей пещеры, важна и потому, что она выражает великую веру в единого создателя человечества. Поэтому каждый народ рассказывает свою версию этого чудесного сказания о вере в бога – творца вселенной. Не важно, где находилась пещера: в Эфесе, расположенном в Восточной Анатолии, в Тарсусе, в Лидже (античный город Эфсус), или в Афшине. Важна божественная суть этой легенды. Ведь после возникновения монотеистических религий семеро спящих стали символизировать учение о едином боге.
Впрочем, и в последней священной книге, посланной человечеству — Коране, в суре «Кехф» упоминается эта легенда. С 9-го по 22-й аят суры рассказывается именно о семи спящих.
Случай Асхаб-ы Кехф в Коране
, как, впрочем, и в других священных книгах, рассматривается как доказательство возможности возрождения – “bas-u badel mevt”. Согласно христианским источникам, событие имело место в 201-254 гг. н.э. при римском правителе Децие. Каким же образом всё произошло? Кто были герои этой легенды? Что случилось с верующими молодыми людьми, называемыми Асхаб-ы Кехф, т.е. Обитатели пещеры? Обо всем этом мы расскажем вам на следующей неделе.