История производства в Стамбуле изделий из стекла и фарфора
Стекло и фарфор – основу обоих из них составляет земля, и оба они на протяжении веков, приобретая в руках человека элегантные формы, сопровождали его жизнь, облегчая и украшая её. Эти формы, изменяющиеся со временем, отражают и вкусы общества в разные периоды. Западное веяние, усилившее свое влияние в 19-ом веке, прослеживается и в османских стеклянных и фарфоровых изделиях того периода. В узорах этих элегантных произведений искусства, производимых уже не в старых традиционных мастерских, а в современных заводах, построенных под протекторатами султанов и государственных деятелей, наряду с традиционными турецкими мотивами, чувствуется и влияние европейских вкусов. Эти стеклянные и фарфоровые предметы, являющиеся произведениями искусства, и создаваемые для дворца и богатой знати, представляли серьезную конкуренцию для аналогичной продукции, импортируемой из Европы.
Османский султан Селим III внес значительный вклад в создание этих редких произведений искусства. В начале 19 века он отправил Мевлеви Мехмеда Деде в Италию, чтобы он разузнал там секреты изготовления изделий из стекла. По возвращении Мехмеда Деде в Стамбул, в таких популярных районах Стамбула, как Пашабахче, Бейкоз, Чубуклу, Инджиркёй и Анатолийской стороне Босфора усердно начинают работать стекольные заводы. Сегодня в секции «Стекло и фарфор Стамбула» дворца Топкапы можно увидеть лампады, вазы для тюльпанов, сосуды для льда, сосуды для разбрызгивания розовой воды, бассейн-кувшины, миски, графины, сахарницы, стаканы, чашки, зеркала и стеклянные бутылки с ароматами.
Привлекает внимание то, что во всех этих произведениях искусства присутствует выполненное различными методами и ставшее символом изображение фонтана и соловья. Большая часть стеклянных работ дворца очаровывают зрителей и своими цветами. В то время как для изображения соловьев используется, по меньшей мере, два цвета, разнообразие цветов ваз для тюльпанов просто ослепляет. Ковшики красного, синего и всех оттенков синего цвета содержат отделку с позолотой. Сосуды в форме различных животных, изготовлялись в декоративных целях или использовались в качестве бутылочек для ароматов и розовой воды.
В музее дворца Топкапи, где выставлены наиболее яркие и ценные произведения искусства Османской истории, наряду со стеклянными работами, можно увидеть и приводящие посетителей в восторг предметы, которые несмотря на то, что были изготовлены в Стамбуле, выставлены как «Эсери Стамбул и фарфор Йилдыз», так как они были изготовлены в два разных периода и двух разных местах.
Эсери Стамбул, производимые в мастерских Эйюп и Бейкоз, являются Османской маркой. Продукция, изготовленная на заводе в Бейкозе, построенном в 1845 году, отражает вкусы того времени, то есть 100-200 лет тому назад. Некоторые фарфоровые работы мастеров Эйюп и Бейкоз привлекают внимание белым и бежевым основанием. На этих работах имеется печать «Эсери Стамбул». На фарфоровых изделиях, изготовленных в мастерских Галаты, Эйюпа, Балаты и Бейкоза есть и пометка с именем мастера «Али-Заде Омер Эфенди».
Керамические плитки с печатью «Эсери Стамбул», занимающие место в коллекции дворца, такого же размера и белого цвета, как и европейская плитка. На плитках преобладают узоры зеленого цвета с позолотой. Мастера, собирающиеся на заводе по изготовлению посуды из фарфора, построенной в селе Инджирли в районе Бейкоз смотрителем Топхане Родосизаде Ахметом Фетхи, изготовливали здесь цветные плитки и фарфоровые изделия. На заводе, который в период правления Султана Абдульмеджита (1839-1861) начал производство продукции высокого качества, стали производить изделия венского и саксонского качества, соответствующие турецкому вкусу.
На фарфоровых изделиях, произведенных на этом заводе, также помечена марка «Эсери Стамбул». Первые образцы турецкого фарфора появятся в 1845 году, когда был построен завод Бейкоз. На этих фарфорых изделиях встречаются различные штампы. Некоторые из них «холодной штамповки», другие же с красными, синими, черными, сиреневыми, пурпурными и золотыми блестками.
Значительную часть фарфоровых изделий, произведенных в Эсери Стамбуле в Бейкозе, ввиду того, что они были очень дорогими и роскошными, дарили государственным деятелям. Завод, на котором в течение 25-30 лет производили тарелки, вазы, чайники, чашки и другую посуду, впоследствии был закрыт из-за отсутствия интереса.
Форфоровые изделия Йилдыз, выставленные в музее дворца ТопкапЫ, были произведены на заводе, построенном в 1890 году Султаном Абдулхамидом II в саду Йилдыз по инициативе французского посла в Стамбуле Поль Камбона. На фарфоровых изделиях, производенных на фабрике, начавшей производство в 1894 году, ставилась печать со звездой и полумесяцем. Первые изделия, производенные на этом заводе, дарили только важным государственным деятелям и они были подписаны теми, кто их изготовлял. То, что там вместе работали эндерунские живописцы, военные и гражданские художники, получившие образование в Санаи Нефисе, основанном во времена Абдулхамида и западные художники, видно из подписей на изделиях. Вазы, плиты, чайные наборы, кофейные чашки, чашечки для ашуры, настенные тарелки и другие изделия были украшены пейзажами, цветочными и растительными мотивами, фолиажем и гербом Абдулхамида II. Кроме того, на чайных чашечках были портреты всех султанов вплоть до султана Абдульмеджита.
После свержения с престола Абдульмеджита II производство на заводе было остановлено. Позже завод Йилдыз был переименован в Керамический завод Сюмербанка. По решению Высшего совета по планированию он был передан Дирекции Национальных дворцов и музеев ВНСТ и его историческая самобытность была восстановлена.