История первых народов Анатолии
В этой статье мы хотим рассказать о местном населении Анатолии – лувийцах. Тот, кто знаком с прошлыми выпусками нашей статьи, вспомнит краткий рассказ о местном населении Анатолии, с которым мы ознакомили наших читателей во время повествования о создании Хеттского царства. Согласно письменным источникам, одним из первых местных народов Анатолии были хатты. В тот же период на анатолийских землях жили лувийцы, хурриты и палайцы. В дальнейшем эти народы стали предками целого ряда народов и цивилицазий в Анатолии. Анатолия известна
переселениями, происходящими на протяжении истории на ее территории. Между тем были анатолийские народы, которые жили здесь с первых исторических периодов, создавая деревни, города и государства. Это были первые жители Анатолии, которые развивали свои цивилизации. Однако некоторые ученые упорно не принимают во внимание народы, которые проживали на анатолийских землях, а также созданные ими государства, и рассказывают об истории Анатолии, делая акцент на переселение римлян и персов.
На табличках, образцах письменности того времени, народ Анатолии, существовавший до пришествия хеттов, именуется хаттами. На протяжении около двух тысяч лет об Анатолии говорили как о «Стране хаттов». Хатты в очень ранний период истории, к середине третьего тысячелетия до н. э., завершили создание политической системы, образовали царства и бейлики. Хатты жили прежде всего в Каппадокии, внутренней части дуги реки Кызылырмак и Юго-Восточной Анатолии. Их язык, о котором не существует достаточной информации, не принадлежал ни к одной из известных языковых групп. Согласно известным нам источникам, он напоминал язык хурритов. Язык был родственным языком урартов, которые появятся здесь позже и о которых мы расскажем в наших следующих статьях. Другие жители Анатолии — палайцы — жили в Кастамону и Сафранболу, их язык относился к индо-европейской семье.
Что касается лувийцев, то несмотря на то, что на историю Анатолии до хеттов до сих пор полностью не пролит свет, археологические находки 20-ого века указывают на то, что до переселения римлян в Анатолии жил лувийский народ, которого можно считать местными жителями Анатолии. Известно, что они разговаривали на языке, принадлежащем к индо-европейской группе. Лувийцы не были многочисленным и воинственным народом, однако их культура, религия и язык были распространены на востоке, части запада и юге Анатолии. На лувийском языке разговаривали не только в Анатолии, но и на северо-западе Сирии, потому что лувийцы были родственным народом проживающих здесь хеттов. В дальнейшем хетты, которые основали на севере Сирии, где плотно проживали лувийцы, города, дали им имена на лувийском языке. В пример можно привести города Алеппо, Каргамыш, Самал, Хаттина и Мараш.
Лувийцы были первыми жителями Западной Анатолии и, по всей вероятности, и Средиземноморья. Так, одним из лувийских городов была Троя, в которой разговаривали на лувийской языке. Название таких городов как Измир, Амасья, Анталья, Халикарнас, Гирит, Дидим и Милет, а также имена богов и богинь, такие как Деметра, Кибела, Афродита и Артемис, произошли из лувийского языка.
И если сказать, что лувийцы, поселившиеся в 2300-ых годах до н.э. в районе Эгейского моря, были предками жителей Эфеса, Колофона, Теоса и Смирны, это не будет противоречить археологической науке. История скалы Ниобе, которая расположена недалеко от эгейских населенных пунктов Кемальпаша, Карабель и Маниса, также уходит корнями к родственному хеттам племени – лувийцам. Из этого можно сделать вывод, что лувийцы жили в эгейском районе с 2 300 до н. э. до 1 200 годов до н.э.
Имя проживающих в Эгейском районе карийцев, согласно историку Геродоту, проиходит от имени основателя Карии Кара. Исследования показали, что карийский язык, как и языки Лидии, Ликии и более северной Мизии, происходит от лувийского и является местным анатолийским языком. В лувийском языке слово «кар» означает вершина, у римлян Кария носит значение «страны вершин».
Впоследсствии в Анатолию, в которой проживали различные народы и в которой разговаривали на различных языках, пришли хетты. Небольшой бейлик хеттов постепенно перерос в большое централизованное государство, хетты приняли в свои ряды местные народы Анатолии, со временем став еще сильнее, и создали Хеттское царство. Хетты взяли за основу существовавшую до этого в Центральной Анатолии, то есть в Стране хаттов культуру и под воздействием других ближневосточных цивилизаций создали новую культуру и великое государство.
Под натиском «народов моря» в 12-ом веке до н.э., Хеттское царство пало, оставшиеся в живых вынуждены были спасаться бегством. Они устремились либо на север, либо на юг. Ушедшие на юг остались жить в государствах Месопотамской цивилизации. Другие сгруппировались в некоторых районах и создали города-царства «молодых лувийцев». Те, кто ушел на север, в связи с горной местностью и отсутствием какого-либо государства оказались в полной безопасности. Этим объясняется то, что здесь встречаются лувийские и хеттские имена.
Старые имена таких городов черноморского региона Турции как Трабзон, Самсун, Амасья, Гиресун, Орду – Котьера и Сумела – имеют вовсе не греческие, как это считается, а лувийские истоки. Поэтому можно сказать, что первые поселения в этом районе были онованы лувийцами.
Переселение на север, начатое в 2-ом тысячелетии хурритами и лувийцами, продолжилось и в 1 250-ых годах после распада Хеттского царства. Как известно, с 1 –ого века н.э. с Кавказа началось бльшое переселение лазов. Следы самого древнего народа Анатолии – лувийцев – можно встретить и по сей день.
Очевидно, что переселившиеся в Западную Анатолию и создавшие на ее территории великие цивилизации римляне не были ни первыми жителями Анатолии, ни первым народом Анатолии. Если рассматривать даже западное побережье Анатолии, земли, на которые пришли, а позже основались римляне, не пустовали. Известно, что на этой территории жил местный анатолийский народ – лувийцы.