История образования города Антиохия (Антакья)
Округ Хатай, расположенный на самом востоке средиземноморской зоны Турции, населен с самых древних времен. Исследования, проведенные учеными в Антакье, Алтынозю, Шенкее, Чевике, свидетельствуют, что люди освоили эту зону еще в 11 тысячелетии до нашей эры. В четвертом тысячелетии до нашей эры здесь стали появляться первые государственные образования. Земли эти поочередно входили в состав аккадского, ямхадского, хеттского, египетского государств. В тысяча двухсотые годы до нашей эры здесь было создано царство Хаттепа, которое вскоре подпало в зависимость от Ассирийского, а затем Урартского государств. В 7 веке до нашей эры герой тюркского фольклорного эпоса Огуз хан завоевал Антакью, названную тюрками Батакшехиром, и правил здесь 18 лет. В 6 веке до нашей эры район Антакьи входил в состав Киликийской провинции Персидской империи. В 333 году же нашей эры весь этот район был завоеван Александром Македонским. В 300-м году до нашей эры Селевк Никатор основал здесь города Селевкию, Антиохию. В настоящее время Антиохия (в современном звучании Антакья) – центр округа Хатай. Шли годы, и Антиохия превращалась в крупный региональный торгово-промышленный центр. Из района Харбие (Дафна) в город по акведукам стала подаваться вода. Во втором веке до нашей эры Антиохия прославилась в качестве «Города Алимпиад». В 64 г. до нашей эры Антиохия была включена в состав Римского государства, став центром провинции Сирия. Именно в Антиохи христианство стало набирать силу, не прижившись в Иерусалиме. Именно в Антиохи последователей учения Иисуса Назаретянина стали называть христианами. В период расцвета Римской империи Антиохия была третьим по величине городом этого государства. Город был окружен высокими крепостными стенами. В Антиохии, богатой в материальном и культурном отношениях, было много памятников, театров, ипподромов, бань. Город был пронизан широкими и ровными улицами. Полы в домах богачей были устланы мозаикой.
После 395 г., т.е. момента раздела Римской империи на две части – Западную и Восточную, Антиохия осталась в пределах последней. В 638 г. Антиохия была завоевана исламской армией. Вслед за этим Антиохия входила в состав Омейядского, а затем Аббасидского халифатов. В 959 г. Антиохия вновь была завоевана византийцами, после чего город переходил из рук в руки – от крестоносцев к исламским князям. Но в 1268 г. город был взят мамлюками. Вслед за этим в данном районе стали размещаться туркмены, а в 1516 г. Антиохия, как и весь этот регион, была завоевана войсками султана Селима Грозного.
400 последующих лет Антиохия входила в состав Халепского санджака османского государства. Антиохия была непременным пунктом прохождения караванов с паломниками, ввиду чего в городе было построено много караван-сараев и бань. В настоящее время в Антакье имеется много памятников старины, а также весьма известный музей археологии. Коллекция этого музея располагает более чем восемнадцатью тысячами экспонатов. По богатству экспозиции этот археологический музей занимает второе место в мире.
История, о которой мы хотим рассказать, приключилась в Харбие, расположенном в 7 км. от Антакьи… Харбие – место, находящееся в 55 км. от границы с Сирией. Мимо Харбие проходит автомагистраль Э – 91, связывающая Турции. С Сирией и всем Ближним Востоком. В прошлом Харбие, весьма живописный уголок, каковым собственно, он остается и в наши дни, назывался Дафной. Здесь любят отдыхать туристы, причем и иностранные, благо к их услугам – многочисленные рестораны, отели, пансионы, увеселительные заведения. Причем местом отдыха Дафна была и в римские времена. В наши дни здесь можно увидеть развалины великолепных вилл римского периода. Часть напольных мозаичных панно с этих вилл в настоящее время экспонируется в археологическом музее Антакьи. Харбие, в которой и в наши дни находятся дачи жителей города, славится по всей Турции своим прикладным искусством. В особенности известны местные шелковые ткани, вышивка. В Харбие много чудесных водопадов разнообразной величины.
Ну а теперь, мы можем приступить к пересказу обещанной истории… Дафна была дочерью бога реки. Это была своевольная девушка, совершенно не помышлявшая о замужестве и увлекавшаяся охотой. Когда отец время от времени призывал дочь выйти замуж, Дафна отвечала, что она этого не желает, ибо хочет быть похожей на Диану, после чего исчезала в чащобе. Как-то Дафну увидел прекрасный Аполлон, сын Зевса. При виде прекрасной Дафны Аполлон сразу же влюбился в нее, хотя девушка была дезабилье. Дафна поняла все и сразу, ввиду чего и стала стремительно удаляться от любвеобильного Аполлона. Последний, преследуя красавицу, выкрикнул, что он не пастух, а бог, чем еще больше усугублял страх Дафны, наслышанной о том, что происходило с девушками, сожительствовавшими с богами. Так что Дафна припустила еще быстрее. Но упорный Аполлон не отставал. В конце концов, Дафне стало невмоготу состязаться с богом. Расстояние между ними стало сокращаться. Дафна уже чувствовала дыхание Аполлона у себя на затылке. Отчаявшись, Дафна обратилась к богам с мольбой слить ее с землей, дабы та укрыла ее. И тут тело Дафны стало тяжелеть и деревенеть. Ноги стали уходить вглубь земли, а руки – превращаться в ветви. И сластолюбец Аполлон увидел, как прекрасная девушка прямо у него на глазах превращается в дерево, а именно – в лавр. Опечаленный Аполлон, не сумевший овладеть девушкой, решил сделать лавр своим символом, а лавровый венок вечно носить на голове, чтобы хоть таким образом не расставаться с Дафной.