История исламской астрономии
Люди с древних времен любили смотреть на небо, и, исходя из этих наблюдений, составляли календари, дорожные карты для моряков, формировали жизненные традиции в зависимости от сезона. Более того, на протяжении всей истории, люди пытались установить связь между положением небесных тел и судьбой. В лунном календаре, принятом одновременно с возникновением ислама, все святые мусульманские дни и время молитв определены в соответствии с положением на небе луны и солнца. В исламских странах и в Османской империи астрономия, астрология и математика были взаимосвязаны друг с другом и представляли интерес для религиозных деятелей и ученых. Были разработаны функциональные инструменты, испробованы новые методы наблюдений и методы расчета. Письменные источники и документы передают важную в этом отношении информацию. Коллекция рукописей, имеющаяся в архиве стамбульской обсерватории Кандилли, является важным источником, проливающим свет на историю астрономии, математики и географии исламского мира, дошедшим до наших дней. В нашей сегодняшней статье мы будем говорить о коллекции рукописей архива обсерватории Кандилли.
Существуют разные утверждения по поводу начала истории исламской астрономии. Тем не менее, во многих источниках, ссылающихся на переводенный с санскрита Sindhanta и переведенную с греческого работу Птолемея Альмагест (Великое построение) указано, что история исламской астрономии началась в 800-ые годы. В течение долгого времени основной целью исламских обсерваторий была подготовка новых календарей, астрономических таблиц и исправление устаревших.
Во времена Мамуна в Аббаси (813-833) с созданием обсерваторий начали проводиться астрономические наблюдения, появилось первые оригинальные произведения в области астрономии. Среди ученых, занимавшихся этими наблюдениями, был и основатель алгебры аль-Хорезми и Хабеш-аль-Хасиб.
Во времена сельджуков, Ильханатов и Тимуридов были построены различные обсерватории, делались наблюдения, развивалась наука астрономия, писались новые книги. В этих исследованиях определении широты и долготы важных городов и определение Кыблы осуществлялось путем наблюдений за солнцем, Луной и позициями небесных тел. Позднее была создана обсерватория Ибн-Сины, в которой при помощи более точных приборов велись наблюдения за планетами.
Обсерватория, построенная в Самарканде в 1420-21 годы по приказу Улугбека, занимала особое место среди исламских обсерваторий. Во время правления Улугбека в этой обсерватории работали видные ученые эпохи, такие как Гыяседдин, Кадызаде Руми и Али Кушчу.
Первой Османской обсерваторией стала Стамбульская обсерватория, созданная астрономом Такиюддином Менгуберды. Обсерватория, строительство которой было одобрено Султаном Муратом III, была уничтожена опять же по приказу султана после появления слухов о том, что она приносит несчастье. Вторую обсерваторию, которая начала работать в 1868 году в одной из квартир по улице Истиклал, постигла та же судьба и она была разрушена во время восстания 31 марта 1909 года. Правительство, сформированное после восстания, назначило Фатина Гёкмена директором Обсерватории и ему было поручено найти место для обсерватории. Гёкмен (1878-1955) выбрал для обсерватории место на холме Иджадие, где она и находится по сей день. Наблюдения здесь начались в 1911 году. С отменой в 1926 году учреждений Муваккитхане и главной астрологии, начиная с 1926 года обсерватории было дано задание расчитать календарь Хиджра. Учреждение, подключенное в 1982 году к Босфорскому университету, было переименовано в обсерваторию и научно-исследовательский институт сейсмологии Кандилли. Директор обсерватории Гёкмен в период всей своей работы здесь собственными усилиями собрал оригинальные рукописи и работы главных астрологов того времени, а также письменные переводы по астрономии, математике, истории и географии, которые со временем превратились в ценную коллекцию.
Среди рукописей самый старейший из календарей Османской империи принадлежит 1444 году. Эти календари в двух частях — ежегодный календарь (таквими сал) и календарь Ахкам составлялись каждый год, начиная с Норуз. Вначале эти календари составлялись некоторыми астрологами за пределами дворца, а затем предлагались дворцу. Начиная с 16-го века, календари стали составляться главными астрологами, являвшимися официальными чиновниками системы Османского государства, после чего их представляли султанам и великим визирям. Первая часть календарей, которые обычно состояли из двух частей, включала историческую и астрологическую информацию. В первых частях календаря встречается хронологический список событий, имевших место во времена от Адама до пророков, халифов, сельджуков, караманогуллары и османцев, а также историческая информация, астрономические и астрологические расчеты. Затем следуют приметы, связанные с месяцами и днями года, истолкования снов, а также информация о блюдах и напитках в соответствии со временами года. Вторая часть состоит из основной части календаря , подготовленного обычно в виде таблицы на четырнадцати страницах.
Наиболее важная коллекция наблюдений, дошедшая до наших дней, находится в архиве обсерватории и научно-исследовательского института сейсмологии Кандилли Босфорского университета. Работы по представлению этой важной коллекции, принадлежащей исламскому миру, в 2007 году дали хороший результат. Календари, которые начал собирать основатель Обсерватории Кандилли Мехмед Фатин Гёкмен, и находящиеся в первой и единственной коллекции работ по астрономии и астрологии в Турции, были представлены вниманию исследователей истории науки. Коллекция рукописей, состоящая из 828 томов и 1340 оригинальных работ на арабском, персидском и Османском языках, были проверены и отсканированны под руководством основателя кафедры турецкого языка и литературы профессора Гюнай Курта. Таким образом, издательством Босфорского университета был опубликован каталог рукописей обсерватории Кандилли. Коллекция рукописей, включающая уникальные и редкие образцы, считается одной из редчайших коллекций в мире.