Иллюминации во время месяца Рамадан

В священный для всех мусульман месяц Рамадан зажигаются светильники, изготавливаются специальные световые надписи, раздаются пушечные залпы и к ужину разговения (ифтару) столы ломятся от обилия изысканных блюд… Cегодня мы хотим поговорить о традиции украшения мечетей особыми световыми надписями во время Рамадана. Следует отметить, что эта традиция существует в Турции на протяжении около 4-х столетий. Но к сожалению, мастеров по изготовлению иллюминаций остаётся всё меньше и меньше…

Исчезающее искусство изготовления иллюминаций к месяцу Рамадан является традицией турок, и наибольшее распространение оно получило в Стамбуле. В былые времена Рамадан в Стамбуле сопровождался народной музыкой и чтением художественных произведений, богато накрытыми к ифтару столами, развлечениями и представлениями; в городе царила атмосфера присущей императорской культуре возвышенности и великолепия. И символом этого воодушевления являлись иллюминации, надписи которых устремлялись от людских сердец к небу. Вполне естественно, что во время Рамадана городские увеселения, морские прогулки и вечерние прогулки под луной дополняли иллюминации и свечи.

Иллюминация в Рамадан предполагает протягивание двух канатов между минаретами мечети и создание с помощью свечей различных мотивов и надписей с глубоким смыслом… Предположительно, в основе этой традиции лежит выражение благодарности Создателю в связи с радостью, изобилием и ощущением легкости, которые приносит Рамадан, а также прививание детям любви к этому священному месяцу.

В отношении зарождения традиции изготовления иллюминаций к Рамадану существует следующая история: в 1614 году один из муэдзинов мечети Фатих, Хаттат Хафыз Ахмет Кефеви, преподносит в качестве подарка тогдашнему султану Ахмету Первому искусно выполненный рисунок, размещённый между двумя минаретами мечети. Падишаху очень понравилась эта идея, и он стал настаивать на том, чтобы светящиеся надписи и рисунки размещались между минаретами во время Рамадана в соответствии с религиозными канонами. Это новшество было введено в 1617 году в только что отстроенной мечети Султанахмет, и в последующие годы иллюминации в Рамадан стали декоративной традицией.

В месяц Рамадан 1723 года было дано разрешение на установку иллюминаций во всех соборных мечетях, то есть в мечетях, построенных по указу падишаха или его супруги. И даже в мечети Эюб, минареты которой были невысокими, по султанскому указу были заново отстроены два минарета с двумя балкончиками. В документах вакуфа (благотворительного фонда) до 18-го века отсутствует какая-либо информация относительно украшения минаретов иллюминациями. Впервые в 1724 году появилась запись о том, что вакуфом библиотеки, основанным султаном Ахмедом III во дворце Топкапы, было выделено 9 тысяч чеканных монет на устройство иллюминации в Айя-Софье.

Старший мастер по изготовлению иллюминаций в знаменитой мечети Сулеймание Абдюллатиф Эфенди существенно усовершествовал искусство изготовления иллюминаций: он протянул между минаретами Сулеймание три каната и добился того, что светящиеся надписи могли передвигаться вправо и влево.

После смерти Абдюллатифа Эфенди в 1877 году ему на смену пришли его сыновья, работавшие рядом с ним, после чего укрепилась традиция передачи мастерства изготовления иллюминаций от отца к сыну по принципу «мастер и ученик». Известные писатели, рассказывавшие в своих произведениях о Стамбуле, — Балыкхане Назыры Али Бей, Ахмед Расим, Мусахипзаде Джелаль, Сермет Мухтар Алус, Халит Фахри Озансой, Эрджуменд Экрем Талу и Бурхан Фелек – не обошли вниманием тему иллюминаций во время Рамадана.

В заметке Сермета Мухтара, опубликованной в газете «Акшам» под заголовком «Иллюминации и сахуры (предрассветные трапезы)», говорится о том, что дети с нетерпением ждали 15-го дня Рамадана и по вечерам с огромным удовольствием смотрели на светящиеся изображения корабля, лодки и башни, помещённые между минаретами.

Халиде Эдип Адывар, рассказывая о своих воспоминаниях детства в книге «Дом с фиолетовой лозой», так описывает увиденное по дороге в мечеть Сулеймание, куда её нёс на закорках молочный отец (муж кормилицы):

«От минарета к минарету в воздухе тянулись световые надписи, из голубого купола мечети струился необыкновенный, сверхестественный свет. И приветствующие Рамадан надписи из этого таинственного света меня поразили так же, как, возможно, когда-то поразила надпись на стене царя Валтасара. На тёмной и таинственной улице, сидя на плечах самого высокого человека в толпе, я рассматривала эти светящиеся надписи, двигавшиеся, слегка покачиваясь на ветру».

Подготовка к установке иллюминации начинается за 15 дней до начала месяца Рамадан. В первой половине Рамадана устанавливаются световые надписи, а затем их сменяют иллюминации с избражением Девичьей башни, звезды и полумесяца, цветов, лодки и мечети. С наступлением Рамадана можно увидеть следующие светящиеся надписи: «Добро пожаловать, Рамадан!», «Держи пост и обретёшь здоровье», «Султан 11-ти месяцев», «Закат (милостыня бедным) умножит богатство». А к концу Рамадана появляются уже другие надписи: «Обращайся с молитвой к Аллаху», «Нет божества выше, чем Аллах», «До свидания, Рамадан!». В 1908 году, начиная со 2-го конституционного правления политика становится частью повседневной жизни, и поэтому появились надписи социально-политического характера: «Да здравствует свобода!», «Помогай сиротам!», «Не забудь о Красном полумесяце!», «Помни об авиации!», «Покупай отечественные товары!», «Да здравствует «Национальный обет!» (декларация независимости)», «Да здравствует независимость!».

Современные иллюминации наряду с религиозной направленностью содержат и лозунги социального характера. Примером тому может служить светящаяся надпись между минаретами, которую вывешивают ежегодно 29 мая: «Пусть живёт дух Султана Мехмета Завоевателя!».

Искусство изготовления иллюминаций продолжает жить благодаря мастерской, действующей при поддержке Региональной дирекции фондов Стамбула. Иллюминации устанавливаются на таких мечетях, как Фатих, Эюб, Султанахмет и Сулеймание, а также на мечети в честь матери султана в Ускюдаре, на мечети Селимие в Эдирне, Решадие в Эскишехире, Улу-Джами в Бурсе.

Агентство «Стамбул – культурная столица Европы» выпустило книгу, рассказывающую об истории иллюминаций на минаретах мечетей. Книга снабжена многочисленными иллюстрациями.

Давайте немного поговорим о технической стороне иллюминаций… Надписи и рисунки перед креплением их на верёвках, протянутых между минаретами, сначала изображаются на клетчатой бумаге. Надписи и рисунки размещаются в клеточках в точках их пересечения. Верёвки следует воспринимать в качестве горизонтальных линий бумаги в клетку, и помеченные на бумаге точки определяются на верёвке с помощью узелков, а затем в эти точки с помощью специальных крючков устанавливаются свечи, и таким образом получается та или иная светящаяся надпись или рисунок. С появлением электрических лампочек работа по установке иллюминаций в значительной степени выполняется специалистами-светотехниками.

 

Добавил: Дата: Апр 17 2012. Рубрика: Анатолийская палитра. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google