Художственная роспись и гравировка: прошлое, устремлённое в будущее

Зухаль Карадаг

Художественная роспись наносится на ткани, стены и металлические предметы. Узор, наносимый кисточкой на тонкие ткани, такие как муслин, называется росписью; в архитектуре же нанесение орнамента на сухую штукатурку кистью при отделке стен, арок и куполов называется декорированием. В отличие от фресок роспись наносится на сухую поверхность.

Настенная живопись, роспись потолков и другие декоративные приёмы, с каждым днём завоёвывающие популярность во внутренней отделке и декорировании, в действительности являются неотъемлемой чертой традиционного тюркского и османского искусства декорирования. Художественная роспись, применяемая ранее в основном при отделке дворцов, особняков и домов, в настоящее время переживает своеобразный ренессанс (она широко используется в ходе проведения реставрационных работ и завоёвывает всё большую популярность).

Однако эта сфера художественного мастерства требует различного подхода в случае реставрационных работ и в случае нового современного дизайна при декорировании современных построек.

История художественной росписи и техника её исполнения преподаются в Университете изящных искусств в рамках учебной программы одного или двух факультетов. По причине узкой специализации выпускники означенных двух факультетов не проявляют большого интереса к этому направлению. Вот почему, к сожалению, так мало настоящих мастеров этого дела… Совершенно очевидно, что в случае поощрения со стороны государства проектов, направленных на сохранение объектов культурного наследия, и проявления внимания к ним со стороны Евросоюза, будет ощущаться острая потребность в такого рода специалистах.

Работа по мягкому металлу, такому как серебро, золото и медь, с помощью металлической палочки с заточенным остриём называется гравировкой. И в этом выпуске нашей программы мы поговорим о традиционном искусстве художественной отделки изделий из металла.

До изобретения бумаги человек писал свои пожелания с помощью металлической палочки на камнях и табличках из обожжённой глины. Прибор, которым писали после изобретения бумаги и который в дальнейшем стал называться «ручка», принимал различные формы. Однако от первоначальной металлической палочки всё же никогда не отказывались и, модернизируя её, использовали в различных областях. Таким образом, в зависимости от применения ручке придавали ту или иную форму.

Искусство нанесения надписей и узоров на гладкую поверхность стальной палочкой стало отдельным направлением и получило название «гравировка». Гравировка наносится на изделия из мягких металлов – серебра, золота и меди, и мастер по художественной росписи заточенной палочкой на металле называется гравёром. За всю 5-тысячную историю тюркского искусства обработки металла наиболее преуспели в этом деле Великие Сельджуки. Великие сельджуки, кирманские сельджуки, анатолийские сельджуки, сирийские сельджуки и после иракских сельджуков египетские тюркские мамлюки достигли высочайшего мастерства в искусстве отделки металлических изделий. Это тонкое художественное направление, зародившись во времена династии Великих Сельджуков, продолжало развиваться в Иране, Ираке, Азербайджане, Египте, Сирии и Анатолии и пришло в упадок во времена турок-османов.

И хотя точно не известны подробности того, какими палочками наносили гравировку сельджуки, выполненные ими произведения являются красноречивым свидетельством тонкости и изысканности их работы. Стиль, сформированный Великими Сельджуками, представляет собой использование мотивов ростков, листьев и животных, сюжеты, взятые из различных сказаний, замысловатые декоративные элементы, растительные мотивы, фигуры животных и людей, и впоследствии этот стиль стал общим искусством исламского мира. Основание предмета обычно выполняется в форме частых и параллельных линий или перекрёстной штриховки. В качестве письма в гравировальных работах использовались сулс (sulus), куфический шрифт (kufi) и талик (talik).

Искусство мамлюков, также имеющее тюркские корни, имеет сильное сходство с художественными произведениями сельджуков. Однако стиль мамлюков отличается большей простотой и менее трудоёмок. Произведения сельджуков и мамлюков выполнялись с применением ударов молотка по заточенной палочке, то есть речь идёт об использовании ими техники чеканки. Во времена Османской империи в стиле художественной обработки металлов имелись 4 основные школы, располагавшиеся в Стамбуле, Ване, на Кавказе и в Боснии. Характерной особенностью стамбульского стиля является гармония, которая достигалась тонкостью и плотностью работы по металлу. Эта техника гравировки напоминает технику изготовления печатей, и инструментом художественной обработки металла в этом случае являлось тростниковое перо.

Стиль, применявшийся в Ване, исключительно своеобразен и получил название «чернения». Сначала мастер наносит классическую гравировку на изделие из серебра с помощью металлической палочки, а затем выгравированные на поверхности изделия узоры заполняются специальным составом в виде глины или порошка (так называемой «чернью»). Затем вещь подвергается воздействию высокой температуры, достаточной для сплавления состава с серебром.

По охлаждении излишек эмали стирают, изделия шлифуют и полируют. Эта техника применяется в художественной обработке таких изделий из серебра, как табакерки и портсигары, рукоятки плети, ножны сабель и кинжалов и других всевозможных предметов из этого металла.

Отличительной особенностью кавказской школы является глубина и частичное чернение. В этом регионе применяются все элементы сельджукской техники, но особой высоты это искусство достигло в Дагестане. Художественная отделка ножен сабель и кинжалов, упряжи лошадей, серебряных частей поясов, выполненная мастерами из Дагестана, снискала всемирную славу. Произведения кавказских мастеров экспонируются во многих музеях мира. В художественном оформлении предметов на Кавказе также использовалась и позолота, именно поэтому в изделиях этого региона прослеживается гармония золотого, чёрного и белого цвета.

Произведения искусства, выполненные в Сараево и его окрестностях, несут на себе приметы неповторимого боснийского стиля. Декоративные элементы имеют свой особый местный колорит. Наиболее яркой чертой этой школы является неизменность глубины гравировки и простота изображаемых фигур. Наиболее распространёнными мотивами боснийского стиля являются дерево кипариса, кувшин, графин, овальные формы и византийские листья. Помимо вышеперечисленных стилей художественной отделки металлических изделий следует упомянуть и искусство гравировки в Анатолии (Малой Азии), и в частности, искусство украшения изделий из меди в Эрзинджане, Кайсери и Кастамону, причём в каждом из этих районов работа мастеров имеет свои отличительные черты.

 

Добавил: Дата: Апр 17 2012. Рубрика: Анатолийская палитра, интересное. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Вы можете сделать trackback вашей записи

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google