Хетский период на анатолийских землях
Хетты создали на анатолийских землях первое крупное политическое образование. Спустя определённое время это государство расширилось в восточном и юго-восточном направлениях, превратившись в империю. От хеттов осталось немало клинописных табличек, в которых они описывали и друзей и врагов. В числе прочего хетты описывали и живший на южном побережье Анатолии народ «лука». Этот народ, отмеченный и в египетских письменных источниках, был на стороне хеттов в Кадешском сражении, имевшем место в 1286 году до нашей эры. Из Илиады мы узнаём, что греки называли этот народ ликийцами.
В Иллиаде ликийцы, возглавляемые Сарпедоном и Глафком, сражались на стороне троянцев. Самые древние античные сооружения, имеющиеся на территории бывшей Ликии, датируются 7 веком до нашей эры. Естественно, что здесь имеются памятники, датируемые и более поздними временами. Ликийцы жили в городах, сооружавшихся на высоких вершинах, господствовавших над Средиземноморским побережьем. О знаменитых ликийских скальных усыпальницах повествовал и Гомер. Гoмер приводит в Илиаде легенду, связанную с этими землями.
У Глафка, властителя Коринфа, был сын по имени Беллерофон. Последний мечтал об обладании Пегасом. При этом Беллерофон понимал, что украшение этого свирепого крылатого коня – дело нелёгкое. Разумеется, это печалило юного Беллерофона. Как-то он поделился своей грустью с коринфским оракулом Полидием. Последний сказал, что самое лучшее, что может сделать Беллерофон, это отправиться в храм Афины и заночевать там. Быть может, Афина и поможет юноше.
Беллерофон сделал так, как ему было сказано. Во сне он увидев Афину. Богиня, протягивая ему нечто позолоченное, призывала юношу проснуться. Этим предметом, говорила она, можно укротить Пегаса. Конечно, Беллерофон немедленно вскочил на ноги. Позолоченным предметом оказались поводья. Схватив поводья, Беллерофон направился в поиски Пегаса. Нашёл он коня в окрестностях Коринфа. Стараясь не вспугнуть коня, он приблизился к нему. Собственно, пегас и не думал убегать. Его словно заворожили поводья в руках парня. Теперь они были вместе. Беллерофон без устали носился по горним высям. Пегас тоже словно не знал усталости. Однажды Беллерофон, не желая того, убил своего брата. Прибыв в Аргос, он попросил прощения у царя Проита. Прощение ему было даровано, но при этом Беллерофон оказался вовлечённым в авантюру. Жена Проита Антея влюбилась в красавца Беллерофона. Однако не найдя взаимности, она заявила царю, что юноша домогался ее и посему должен быть убит. Проит был вне себя от гнева. Тем не менее Беллерофона он не убил, не пожелав обагрять свои руки его кровью. Он написал письмо Ликийскому царю Иобату. Письмо он поручил передать Беллерофону. Последний немедленно полетел на своём Пегасе в Ликию. Ликийский царь торжественно встретил юношу. 9 дней они пировали и развлекались. По прошествии девяти дней Иобат попросил показать ему письмо. Прочитав письмо, он удивился, после чего расстроился. Приот в письме желал, чтобы Беллерофона убил Иобат. Но Иобат не убил Беллерофона, но при этом не захотел обижать и Приота. Ввиду этого Иобат решил послать Беллерофона на войну. Собственно, это была не война, а сражение, в котором Беллерофону следовало противостоять огнедышащему чудовищу по имени Кимайра. Тем самым Иобат не обагрил свои руки кровью гостя, но с другой стороны пожелание дорогого соседа было бы выполнено.
Однако с помощью Пегаса Беллерофон без всякого затруднения справился с Кимайрой, после чего вернулся в Проиту.
Вслед за этим Проит посылал Беллерофона воевать с солимитами, а затем – с амазонками. Но и тут Беллерофон вышел победителем. В результате Проит пригоасил парня в свой дворец и выдал за него свою дочь. Долгое чета была счастлива. Но Беллерофон по прошествии некоторого времени заскучал и захотел взлететь на Олимп. Пегас, будучи умным животным, не захотел лететь на Олимп. Когда же Беллерофон стал настаивать, Пегас рассердился и сбросил седока и был таков. Таким образом, знаменитый некогда воин лишился своего коня и всю оставшуюся жизнь провёл в скитаниях.
Пегас же по повелению Зевса был взят в конюшню Олимпа. Со временем он стал любимым конем поэтов.
Беллерофон одолел Кимайру стрелами, загнав того под землю. Из-под земли виднелось лишь пламя, изрыгаемое чудовищем. В наши дни по дороге из Анталии в Кемер можно увидеть развалины античного города Олимп. Неподалёку от этих развалин находится холм, покрытый соснами. Высота холма – 250 метров. Вершина холма представляет собой лужайку, в четырёх – пяти местах которой из-под земли вырываются языки пламени…
Легенда гласит, что это пламя и есть остатки несчастного Кимайры, загнанного под землю.
Об этом пламени рассказывают и античные авторы, в частности и Плиний. По словам Плиния, огонь этот не может погасить ничто на свете, даже ливень.
В 1967 году английский учёный Джордж Бин попытался водой затушить один из источников пламени. Однако оно вновь заполыхало. Спустя 15 минут. В 6 веке до нашей эры огнедышащего Кимайру изобразили в статуэтке и этруски.
Кимайру на носах своих кораблей изображали и киликийские пираты, наводившие ужас на жителей огромного региона.
Вышеозначенный холм с языками пламени в настоящее время именуется Янарташем, что в переводе на русский означает «Горящий камень». Здесь же имеются развалины некоторых античных сооружений, в том числе и храма бога огня Гефеста. Даже если мы уже знаем, что источник пламени – утечка метана, все равно легенда о Кимейре впечатляет. Да и как может не впечатлять природный маяк, неугасимо освещающий побережье…