Докерамический и керамический неолит в Анатолии
Анатолия – название региона, в котором зарождались и развивались различные цивилизации, заложившие основу современной западной культуры. Кроме Турции на Земле нет другой страны, которая бы соединяла в себе культуры хеттов, персов, фригийцев, лидийцев, эллинистического и римского периодов, Византийской империи, сельджуков, Османской империи и турок. Культурное наследие анатолийских земель — огромное богатство, которое является достоянием как нашей страны, так и всего мира. И в сегодняшней статье мы продолжим рассказывать о богатстве Анатолии — колыбели цивилизаций.
Народы, проживавшие, не ведая о существовании друг друга, 9-10 тысяч лет тому назад на территории Анатолии, история первых поселений которой начинается вместе с историей человечества, под влиянием изменений климата постепенно покинули пещеры и основали первые постоянные поселения и заложили основу оседлого образа жизни. Этот период можно определить как начало “процесса градостроительства в Анатолии” и первый прогресс в истории человечества. В истории цивилизации этот период известен под названием “докерамический неолит”. Анатолия, как часть развивающегося мира, продолжала оставаться одним из основных мест расселения в мире. Развитие в Анатолии было двусторонним. С одной стороны, развивалась Восточная и Юго-Восточная Анатолия. Культурное наследие этих регионов связано с традициями Месопотамии и Восточного Средиземноморья. С другой стороной развивалась Центральная Анатолия, корни культуры которой носили исключительно местный характер. Образование обеих культур способствовало переходу человеческих общин к оседлому образу жизни, а затем и скотоводству, развитию земледелия, культивированию растений и существованию во взаимосвязи с землей.
Земледелие зародилось практически одновременно в Месопотамии и Анатолии. Люди учились культивировать растения, вместе с тем в эту эпоху во многих регионах мира еще даже не знали о существовании керамики. Жители Анатолии в начале 7-ого тысячелетия до н.э. открыли глину, которую легко было найти в природе. Человек научился придавать этой пластичной при увлажнении породе различные формы, обжигать ее, изготавливая различные предметы обихода. С появлением керамической посуды человек научился готовить пищу, хранить ее и совершил культурную революцию. Открытие керамики вывело Анатолию на новый этап развития и содействовало формированию древних цивилизаций, что, в свою очередь, привело к переходу к оседлому образу жизни.
Первым и наиболее известным поселением эпохи керамического неолита является Чатал-Хююк, расположенный в 50 км к югу от города Конья. В результате археологических раскопок было обнаружно, неолитическое поселение, самые ранние культурные слои которого принадлежат к 7 000 -6 500 года до н.э. Оно состояло из около 1000 домов с населением 5 000- 6 000 человек. В тот период большинство поселений были расположены в Центральной Анатолии и западной части Средиземноморского региона. Самыми важными поселениями региона были Джан Хасан, Ашиклы Хююк и Хаджилар. Дома жителей этих поселений имели своеобразную архитектуру. Одной из важнейших особенностей этих домов была штукатурка стен. Еще одной примечательной особенностью поселений являются найденные здесь глиняные статуэтки Матери богов. Высота статуэток, изображающих богиню в виде полной и пышногрудой девы, составляла 5-25 см. Статуэтка Матери богов символизировала плодовитость, силу и плодородие. Представление о богине передавалось от племени к племени. Так, богиня у хеттов носила имя Хепат, у фригийцев –Кибела, а у представителей эллинистического периода -Артемиды. Как вы знаете, это означает, что анатолийская культура продолжала существовать на протяжении нескольких тысяч лет. Ни в одном другом уголке мира культура не существовала столь долго.
В эпоху керамического неолита в Анатолии развивались две культуры: халафская и эль-обейдская. Халафская культура, которая существовала в 6 тысячелетии до н. э. была распространена в Юго-Восточной Анатолии и в Междуречье, а также у подножия горной системы Загрос, на территории современной Малатьи, Элязыга и на восточных побережьях озера Ван. В Медный век, который совпадает с периодом халафской культуры, население Восточной и Юго-Восточной Анатолии значительно увеличилось. В отличие от таких регионов, как Ван, Муш, Эрзурум, Карс, Байбурт, которые вели замкнутую жизнь, и по всей вероятности, были подвержены негативным климатическим условиям, регионы Элазыга и Малатьи имели связь с южными культурами. Позже господствующую на юге халафскую культуру сменила эль-обейдская культура. Эта культура, которая представляет новый и самый важный период Месопотамии, начинается с примерно 5-го тысячелетия до н.э. и происходит от названия поселения Телль-Эль-Убейд. Эта культура, объединяющая всю Месопотамию и ее окрестности – начало эпохи, в которой были заложены основы первой письменной цивилизации Шумер. В позднеубедский период с использованием орошения население региона значительно выросло и распространилось на север, положив конец халафской культуре. Совершенно очевидно, что Анатолийский полуостров не имел гомогенной культуры. Здесь не было односторонней культуры, существовавшая или же зародившаяся культура в дальнейшем приобретала небывалое разнообразие. Поэтому можно сказать, что начало культурной мозаики было заложено именно в эту эпоху.
Так объединились разрозненные культуры Анатолии и началась история цивилизаций. В следующей статье мы расскажем вам о Бронзовом веке, о том, как разрозненные общины Анатолии образовали бейлики, королевства и империи, и о том, как развивались культуры захватчиков этих территорий.