Султанские дочери
Мы продолжаем рассказ о султанских дочерях. Немедленно после рождения принцесс им выделялись отдельные апартаменты в гареме, няньки, прислужницы из наложниц. Именно они вместе с матерью принцессы и занимались ее воспитанием. Гуляли и играли принцессы вместе с другими детьми, но непременно под присмотром няни. Причем играть с принцессами разрешалось и оскопленным детям – неграм, которым в будущем предстояло стать в гареме евнухами.
По достижении принцессой соответствующего возраста султан издавал указ, в соответствии с которым девочке назначались учителя. Обучение начиналось с торжественной церемонии, в которой нередко участие принимал и сам султан. Султан дарил дочери букварь и прочие школьные принадлежности. Все они были инкрустированы бриллиантами, другими драгоценными камнями, жемчугом. В наше время некоторые из этих великолепных школьных принадлежностей принцесс можно увидеть во дворце – музее Топкапы.
Во дворце Топкапы обучение проводилось в специальном помещении, выделенном для султанских детей. Лишь после переезда султанской семьи из Топкапы во дворец Йылдыз принцессы и принцы стали обучаться раздельно. Учебный год всегда начинался с дворцовых церемоний.
Вот что пишет о начале учебного года Айше, дочь султана Абдулхамида Второго, правившего в конце 19 – го и начале 20 – го веков:
«Все обитательницы гарема стояли у его дверей и провожали нас в школу, произнося добрые напутствия и читая молитвы. Точно так же провожали нас и придворные, жившие и служившие в мужской части дворца – селямлыке».
В силу того, что османский султан одновременно был и халифом, он обращал пристальное внимание на то, чтобы его дети хорошо знали Коран. Султан гордился хорошим знанием своих детей Корана. Помимо этого, детей обучали грамоте, арифметике, истории, географии. В 19 – ом веке к этому добавились обучение игре на западных музыкальных инструментах, в особенности на фортепиано, французскому языку. Изучение эпистолярного наследия принцесс показывает высокую степень их образованности.
По достижении известного возраста принцессы начинали покрывать голову чадрой, одевать длинные платья. Замуж принцесс выдавали в возрасте 14 – ти – 16 – ти лет. Однако в 17 – ом веке этот порог был понижен. Сделано это было знаменитой Кесем, любимой наложницей Ахмета Первого, матерью троих султанов. Выдавая принцесс замуж за известных вельмож, она тем самым привязывала их к династии, делала лично верными себе. Так что обручение принцесс при Кесем стало происходить в невероятно раннем возрасте. Так, внучки Кесем, дочери ее сына Ибрахима Гевхер и Бейхан были обручены в возрасте соответственно трех и двух лет. Эта практика сохранялась до конца 18 – го века, то есть до начала периода правления Махмуда Второго. Последний вновь повелел выдавать принцесс замуж лишь по достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, история знает принцесс, выходивших замуж в достаточно зрелом возрасте. Связано это было с разными причинами – смертью их отцов – султанов, неприязнью, испытываемой по отношению к ним отцами, болезненностью, войнами… Принцесса, которой не нравился муж, могла разводиться с ним по получении отцовского согласия. Султан сам мог лишать зятя этого статуса, если гневался на него. При этом у султанского зятя не было права на развод с принцессой. Более того, султанский зять не имел права и на обзаведение гаремом. После женитьбы на принцессе султанский зять должен был расстаться со своими наложницами, если они у него имелись. Документы показывают, что принцессы весьма часто выходили замуж дважды. Связано это было с тем, что престарелые мужья юных принцесс умирали, оставляя последних вдовами в достаточно молодом возрасте. При этом в османской истории встречались принцессы, выходившие замуж гораздо чаще, даже 12 раз.
Так что принцессы пользовались в браке правами, которых не было ни у одной другой женщины, жившей в османском государстве. Более того, они стояли на более высокой позиции, чем их мужья. По сути дела, мужья принцесс представляли собой рабов, лишь формально отличаясь от рабынь, служивших султанам женами. Хотя, собственно, все подданные султана считались его рабами, правда, не вполне в западном понимании этого слова.