Бурса — пятый по величине город Турции
Представьте огромную площадь. На протяжении всей этой площади выстроены рынки-лабиринты, переходящие друг в друга, так, что трудно определить, где здесь вход, а где выход. Во время прогулки по Коза Хану, где стрелки часов когда-то застыли и так и продолжают оставаться, и где вместе с ними остановилось и время, вам предложат чашечку кофе, который поможет вам побороть усталость. Если вы посмотрите внимательно на эту, некогда белую, а теперь благородного янтарного цвета чашечку, вы с удивлением обнаружите, что она старше вас. В минуты, когда вы будете попивать кофе, запах которого вскружит вам голову, вы ещё больше потеряетесь во времени. Звон колокольчиков, доносящийся от верблюжего каравана, голоса торговцев, приехавших сюда из дальних стран и говорящих на разных языках, запахи привезенных из Индии корицы, гвоздики, шафрана, имбиря и мускуса. А также шелковые коконы, афганские, персидские ковры и туркменские дорожки и сопровождающие их загадочные запахи.
Караван-сараи Бурсы вобрали в себя различные периоды времени.
Окажемся в Бурсе — пятом по величине городе Турции, который когда-то был столицей Османской империи. Сегодня мы расскажем вам о караван-сараях Бурсы, в которых расположены многие строения, сохранившиеся с османских времен. Караван-сараи Бурсы, только шесть из которых сохранились до наших дней, словно отражают историю.
В Бурсе есть шесть караван-сараев разных в плане размеров, архитектурных форм и предназначения, которым удалось сохраниться, сопротивляясь безжалостному времени. По имеющимся данным, число этих караван-сараев когда-то было более двадцати. Такие всем известные причины как рост города, расширение дорог, пренебрежительное отношение к памятникам истории сократили это количество до шести. Сегодня большое число караван-сараев обновляются благодаря реставрационным работам муниципалитета Османгази.
Город Бурса, ставший свидетелем римской и византийской цивилизаций, став в 1335 году столицей османской империи, превратился в важный торговый и культурный центр. Поначалу он все еще оставался под воздействием римской и византийской цивилизаций, но после завоевания Стамбула, он стал настоящим городом Османской империи и родился тонкий, изящный стиль Бурсы.
Так вот, первые примеры этого стиля, созданного культурным многообразием, просачивающимся сквозь историю, и финансовыми богатствами, основанными на торговле, и, в первую очередь, шелком, можно увидеть в мечетях и караван-сараях Бурсы.
Самым известным из них является первый караван-сарай Эмир Хан, который упрямо противостоял силе времени и даже сегодня сохраняет свою живость. Это творение, сооруженное в 14 веке по приказу Орхан Бея, представляет собой двухэтажные галлереи вокруг внутреннего дворика с выходящими на них комнатами, и является первым примером аналогичных памятников в Османской Империи. Караван-сарай построен для городской торговли. В лавочках, все ещё хранящих многообразие видов, все еще выполняют ювелирные, фарфоровые работы, ткут шелковые и другие ткани.
Южные ворота Эмир Хана похожи на ворота, открывающиеся во двор мечети Улу, что в переводе означает Большая Мечеть и, войдя в эти ворота, оказываешься перед Коконным Каравансараем Коза хан. Как можно догадаться из его названия, этот караван-сарай и в прошлом, и в настоящее время, является центром по торговле шелками. Шелка всех цветов радуги, весны, известных и неизвестных нам цветов, украшают стены и прилавки этого караван сарая. Каравансарай, расположеный между Улу Джами и Орхан Джами, был построен в 1490-ом году Беязытом II-ым с целью принесения прибыли мечетям и медресе Стамбула. Единственным отличием Коза Хана от Хана Эмир – наличие внутри его двора восьмигранной мечети.
Когда входишь в спокойный на первый взгляд, как и другие произведения Османского периода, тихий караван-сарай, оcознаешь, что здесь правит сладкое волнение, которое невозможно заметить, находясь снаружи. В магазинах, где продают шелк, женщины сначала руками, а затем приподнеся к щеке, пытаются определить качество шелка. Шелк, являющийся самой ценной в мире тканью, выбирают не только на ощупь, но и приложив его к лицу. Продавцы этого караван-сарая жалуются на снижение с каждым днем интереса к Коза Хану.
Спускаясь со второго этажа Коза Хана и направляясь к двери, открывающейся в Узун Чарши, привлекает внимание небольшая чаёвня. Витрины этой чаевни украшены красочными чашечками для чая. Многие из здеших клиентов заходят сюда лишь затем, чтобы поближе увидеть их и испить их таких чудесных чашечек кофе.
Чуть к северу от Коза Хана виден Гейве Хан. Следуя далее по дороге и войдя в небольшая ворота, попадаешь в караван-сарай
Фидан Хан, известный также как Махмуд Паша Хан. Сдесь нет особой оживленной торговли. По дороге, спускающейся с мечети Улу, встречаются ещё два караван-сарая. Первый – Шелковый караван-сарай Ипек Хан. От этого, когда-то самого крупного караван-сарая Бурсы Хан, к сожалению, сегодня сохранилась только западная её часть. Здесь есть магазины, где продают одежду. Рядом с Ипек Ханом расположен реставрированный рисовый караван-сарай Пиринч Хан. И этот караван-сарай был постороен по приказу Султана II Баязита.
Район, начинающийся с западной части Большой мечети Улу и простирающийся до улицы Иненю, называют ещё Районом караван-сараев Ханлар Бёльгеси. Здесь рынки практически входят друг в друга. Знаменитый Крытый рынок Бурсы, крестьянские рынки, где продаются сотни видов сельскохозяйственных продуктов, продавцы сухофруктов и всевозможных лекарственных трав, излечивающих тысячи болезней, обувные лавки, где продается обувь, шитая вручную, и ещё множество других товаров.
Бурса и раньше бала оживленным городом и этим привлекала многих известных путешественников и писателей. Например, известный французский писатель Андре Жид, в 1914 году в ходе своих восточных поездок сделал остановку и в Бурсе, где в одном из караван-сараев сделал покупки. Жид в своем дневнике, который он всегда носил с собой и в котором записывал свои впечатления о путешествиях, так писал о Бурсе: «В первый день я приобрел на рынке небольшую фарфоровую миску, которая на первый взгляд может показаться привезенной из более отдаленного востока. На второй день я купил три платья. Затем турецкую обувь. Каждая купленная вещь словно побуждала меня купить ещё что-то «.
Несмотря на то, что с тех пор прошло очень много времени, оценка Андре Жида сохраняет свою актуальность. Действительно, проходя мимо караван-сараев Бурсы, кажется невозможным ничего не купить.